Россия особенно пострадала от мирового экономического кризиса: в стране резко увеличилась безработица, а доходы населения существенно снизились, пишет во вторник The Wall Street Journal. Однако, как отмечает издание, это не смущает некоторые банки: они рассчитывают, что вскоре у российских богачей дела пойдут на лад.
HSBC Holdings Plc планирует отметить свой выход на российский рынок розничных финансовых услуг шикарной вечеринкой для московского бомонда: она пройдет в четверг в специально установленном шатре на одной из улиц рядом с Кремлем, сообщает газета. Тем временем глава Citigroup Inc. на прошлой неделе прибыл в Россию, чтобы встретиться с представителями ее официальных кругов, включая и президента Дмитрия Медведева, и продемонстрировать тем самым намерение банка продолжать операции в стране: Citibank по объему прибыли занимает одно из первых мест среди игроков на российском рынке, отчасти за счет ориентации на верхушку среднего класса, подчеркивает автор статьи.
Хотя кризис замедлил экономический рост в стране, «этот сегмент восстановит свои позиции намного быстрее остальных», отмечает Санджиб Чодхури (Sanjeeb Chaudhuri), глава управления Citi по потребительскому и коммерческому кредитованию в Центральной и Восточной Европе. «Мы не видим оснований для сокращения инвестиций», — заявил он. Несмотря на то, что в обыденном восприятии страны с развивающейся рыночной экономикой ассоциируются с низкими доходами населения, наличие большого количества богачей в таких государствах, как Россия, Китай и Бразилия, с точки зрения банкиров, означает, что работа с этой тонкой прослойкой может принести им немалые доходы. Особенно это актуально в период кризиса.
«У них по-прежнему есть свободные деньги, и они по-прежнему их тратят», — отмечает Стюарт Лоусон (Stuart Lawson), глава российского филиала HSBC. Его банк намерен предложить клиентам услуги из категории «плюс» и «первый класс», в рамках которых минимальные балансы на счете составляют, соответственно, 750 тыс. и 1,5 млн рублей. Поскольку средняя зарплата в стране равна 18 тыс. рублей в месяц, примерно половина россиян, по данным социологических опросов, вообще не имеет сбережений. Тем не менее HSBC оценивает свою потенциальную клиентуру в Москве, с которой планирует начать свои операции, в 2,8 млн человек.
Citibank еще с 2002 года предлагает программу под названием Citigold зажиточным россиянам, так называемому «массовому обеспеченному сегменту», и сегодня, по словам представителя пресс-службы банка, у него уже есть «десятки тысяч» клиентов. Минимальный размер вклада в рамках этой программы составляет 1,3 млн рублей. Хотя эта целевая аудитория составляет менее 1% населения России — примерно 1,2 млн человек, — на ее долю приходится 30% совокупных доходов физических лиц и 40% общей суммы банковских вкладов. Таковы результаты исследования, проведенного по заказу Citibank.
Citibank и HSBC надеются, что российским потребителям, несмотря на известия о неблагополучии в банковском секторе Запада, респектабельные зарубежные бренды по-прежнему представляются более надежными, чем отечественные частные финансовые учреждения. «По мере усиления кризиса рынок розничных услуг переместился в сторону государственных и иностранных банков», — отмечает Лоусон из HSBC. Крупные российские государственные банки, обязанные работать со всеми слоями населения, не сосредоточиваются в той мере, в какой их западные коллеги, на зажиточных клиентах. До кризиса, к примеру, Citi предлагал своим клиентам из категории «первый класс» приглашения на закрытые концерты и вечеринки в самых модных ночных клубах Москвы. Сегодня их сменили более «практичные» стимулы: семинары по финансовому менеджменту и международной экономической деятельности.
HSBC рассчитывает на то, что кризис не отбил у российских богачей вкуса к красивой жизни. После приема и концертов классической музыки, запланированных на эту неделю в Москве, банк в июле проспонсирует мероприятия в одном из ресторанов, приуроченные к Уимблдонскому теннисному турниру, а в августе — фестиваль танго. «На самом деле сейчас самый подходящий момент» для выхода на российский рынок, поясняет Лоусон.