Очередное снижение Центробанком ставки рефинансирования и других ставок опрошенные РИА Новости эксперты считают ожидаемым и своевременным. Вместе с тем к быстрому удешевлению кредитов эта мера не приведет, полагают они.
Банк России в пятницу объявил о снижении с 13 июля ставки рефинансирования на 0,5 процентного пункта — до 11% годовых. Все остальные ставки ЦБ как по предоставлению, так и по абсорбированию ликвидности были снижены симметрично на 0,5 процентного пункта. Это уже четвертое снижение процентных ставок ЦБ в этом году, предыдущие (также на 0,5 процентного пункта каждое) были проведены 24 апреля, 14 мая и 5 июня. В целом с апреля ставки ЦБ снизились на 2 процентных пункта.
Старший аналитик ИФК «Метрополь» Марк Рубинштейн считает нынешнее снижение ставок ЦБ даже несколько запоздавшим. «Эта мера назрела, и сейчас она значит для банков больше, нежели до кризиса, — говорит он. — Сейчас ставки на межбанке снижаются, ситуация с ликвидностью хорошая, банки создают огромные подушки безопасности». В этой ситуации ЦБ мог бы пойти и на более решительные меры, снизив ставку, к примеру, на 1—1,5 процентного пункта, полагает Рубинштейн.
«Мера ожидаемая, возможно дальнейшее снижение ставки на 0,5—1 процентный пункт», — считает главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова. Она отмечает, что нынешнее снижение происходит на фоне сезонного замедления инфляции и непонятно, сможет ли ЦБ продолжить такую практику осенью, в период традиционного роста цен. «На мой взгляд, ЦБ мог бы начать снижение ставок не в апреле, а раньше, и делать это более агрессивно — не по 0,5 процентного пункта, а больше», — сказал главный экономист ФК «Открытие» Данила Левченко. По его мнению, эта мера будет иметь положительный эффект для банковского сектора и экономики в целом. «Экономика получит тройной стимул: снижение ставок ЦБ, удешевление рубля и рост бюджетных доходов. Все это будет способствовать прекращению падения и скорейшему восстановлению экономики», — рассуждает Левченко.
Вместе с тем эксперты отмечают, что к быстрому удешевлению кредитов снижение ставок не приведет. По словам Орловой, ставка рефинансирования ЦБ — лишь индикатор инфляционных тенденций, между ней и снижением банками кредитных ставок нет прямой связи. Дело в том, что ставки ЦБ в основном распространяются на так называемые короткие деньги, которыми невозможно фондировать кредитный рост. Снижение ставок регулятором может удешевить эти короткие деньги, что теоретически способно привести и к удешевлению необходимых для кредитования длинных денег на межбанке, но на практике говорить об этом пока рано, считает Орлова.
Ставки ЦБ имеют ограниченное влияние на политику банков в отношении ставок по кредитам — последние в РФ формируются под влиянием других факторов, отмечает Рубинштейн. В частности, это необходимость для банков покрывать возросшие риски «плохих» долгов за счет увеличения отчислений в резервы. На это нужно зарабатывать в том числе за счет увеличения ставок по кредитам, говорит эксперт. Вторая причина — рост стоимости фондирования. «После закрытия внешних рынков банкам пришлось искать ресурсы внутри страны, в том числе привлекая население растущими ставками по депозитам», — напоминает Рубинштейн, добавляя, что давать деньги в долг дешевле, чем берут сами, банки не могут, следовательно, растут и кредитные ставки. По его мнению, существенного их снижения можно ждать лишь после уменьшения количества «плохих» долгов, а это возможно лишь в случае улучшения состояния дел в экономике. «Летом снижения ставок по кредитам точно не увидим», — считает эксперт.