Российским банкам нужна докапитализация, причем именно в капитал первого уровня, который способен абсорбировать убытки, и такая поддержка по базовому сценарию оценивается в 40 млрд долларов в перспективе ближайших трех лет, сказала журналистам в кулуарах Северо-Западной межбанковской конференции в Санкт-Петербурге директор группы рейтингов финансовых институтов парижского офиса Standard & Poor’s Екатерина Трофимова.
«Помощь государства в основном касается ресурсной базы и ликвидности, и пока мы видим очень незначительные шаги в решении более сложных проблем — рекапитализации в условиях ухудшения качества активов», — отметила она, добавив, что господдержка была осуществлена в беспрецедентных размерах, значительно превысивших ожидания экспертов рейтингового агентства. «Реальный экономический капитал сокращается быстрее, чем происходит рекапитализация», — пояснила она. Под реальным понимается капитал за вычетом кредитов, не покрытых резервами на 100%.
По оценке экспертов агентства, проблемная задолженность в настоящее время составляет примерно 20% кредитного портфеля банков. В нее включена просроченная и реструктурированная задолженность, а также ссуды, выданные сторонам, связанным с заемщиками, допустившими просрочку. Причем на реструктурированный долг приходится более трети указанной доли. «По нашим прогнозам, на самой глубокой точке рецессии доля проблемных ссуд при сохранении нынешнего темпа и уровня поддержки банковского и реального секторов экономики может достигнуть 40%, а при стрессовом — 60%», — сказала Трофимова. Уровень потерь при этом может составить до трети этой доли. Вместе с тем, по ее словам, если рынок будет восстанавливаться быстрее, чем сейчас ожидается, то в перспективе трех лет российские банки смогут даже рассчитывать на прибыль. «В этом году потребность в резервировании должна превысить доходы и прибыль маловероятна», — отметила Трофимова.
По ее словам, господдержка стала ключевым фактором обеспечения работоспособности банковской и расчетно-платежной систем страны осенью 2008 года. Вместе с тем она считает, что пока проявляется лишь менеджмент на микроуровне, то есть «латание дыр», но его нет на макро- и стратегическом уровнях. «Маловероятно, что российская банковская система выйдет из кризиса более сильной, чем вошла», — полагает Трофимова. «Мы не видим решимости (властей. — Ред.) проводить глубокую банковскую реформу», — констатировала она, добавив, что в качестве основной выбрана стратегия выжидания и работа по сохранению ликвидности, в то время как нужны именно средства капитального характера.
Решение властей пойти на докапитализацию банковского сектора через субординированные кредиты, засчитываемые в капитал второго уровня, Трофимова считает недостаточной мерой. «Субординированные кредиты имеют низкую степень абсорбирования потерь, то есть банки не могут списывать проблемную задолженность за счет этих ресурсов, так как сами эти средства возвратные», — пояснила она. Такие вливания должны быть отнесены к поддержке ресурсной базы, а не капитала, считает Трофимова. Оценивая намерение правительства использовать механизм докапитализации банков через обмен их привилегированных акций на ОФЗ, Трофимова сказала, что «это уже лучше, так как степень качества этого капитала выше». Вместе с тем она напомнила, что под гособлигации можно получить рефинансирование лишь на короткий срок.
Эксперт отметила, что в ближайшие 12—18 месяцев агентство не прогнозирует массовых банкротств или дефолтов в банковском секторе. В целом ситуация в экономике будет весьма волатильной, спады ликвидности могут повторяться достаточно часто. «Мы ожидаем, что осень-зима 2009 года будут напряженными, когда банковскому и реальному секторам предстоят большие выплаты по внешним долгам», — сказала она, добавив, что не ждет повторения ситуации осени минувшего года.