Около 40% преступлений в области легализации преступных доходов в РФ совершается в кредитно-финансовой сфере. Такие данные приводит Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) по итогам работы в первом полугодии.
«В I квартале из более чем 4 тыс. преступлений, выявленных по статье 174.1 УК РФ (так называемое «самоотмывание»), более 1,6 тыс. совершено в кредитно-финансовой сфере (около 40%)», — говорится в сообщении службы. За финансовым сектором «по степени уязвимости» идет потребительский рынок — на него приходится 1,3 тыс. преступлений, то есть более 30% всего зарегистрированного объема. «Данная тенденция сохранялась на протяжении всего первого полугодия 2009 года», — отмечает Росфинмониторинг.
«Сегодня мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда преступные капиталы все чаще используются для кредитования частного бизнеса, тем самым подменяя собой легальный банковский сектор», — подчеркивает руководитель Росфинмониторинга Юрий Чиханчин. «Катализатором активизации и развития различных криминальных тенденций» в Росфинмониторинге считают финансово-экономический кризис, повлекший за собой повышение проницаемости финсектора для преступности.
В качестве показательного примера развития этой тенденции приводится недавно завершившееся дело по «ряду компаний в Сибирском федеральном округе, предоставлявших незаконные банковские услуги». На их банковские счета привлекались денежные средства юридических лиц и предпринимателей, осуществлялись учет, перечисление и выдача денег, а клиентам гарантировалось право беспрепятственно распоряжаться своими средствами. Ведение счетов осуществлялось удаленным способом, а привлеченные наличные средства использовались и для проведения «кассовых» операций — выдачи их клиентам взамен безналичных перечислений на счета компаний.