На внеочередном собрании участников российского БТА Банка 11 августа мажоритарные собственники приняли решение о сохранении совета директоров банка в прежнем составе, против чего выступал миноритарный собственник — казахский БТА Банк. Таким образом, попытка казахских пайщиков ввести в совет директоров новых представителей не увенчалась успехом: контроль над банком остался за российскими владельцами. Однако участники рынка полагают, что это только начало войны за российский банк, поскольку убыточному казахскому БТА сейчас важны любые активы, которые он пытается консолидировать, чтобы увеличить свою ресурсную базу. О ситуации пишет в среду «РБК daily».
Казахский БТА владеет 22,3% российского банка. 77,7% принадлежат отечественным компаниям «Рикас Финанс», «АМК-Инвест», «Дельта-Торг» и «Туран-Алем Капитал». Представители казахского банка не присутствовали на собрании во вторник, о причинах этого в компании комментариев не дали. Также в казахстанском банке отказались сообщить о результатах состоявшегося в пятницу собрания собственников российского БТА, инициированного казахской стороной.
Напомним, что 7 августа в здании посольства Республики Казахстан в Москве должно было пройти внеочередное общее собрание участников российского БТА Банка, где предполагалось рассмотреть вопрос о переизбрании членов его совета директоров. По информации «РБК daily», со стороны российского БТА на собрание должен был прийти нотариус с извещением, что российские участники кредитной организации отказываются принимать участие в собрании. Однако попасть на мероприятие и передать документы нотариусу не удалось: на проходной его не пустили внутрь и отказались принимать извещение.
По словам представителя российских участников БТА, созыв собрания казахским миноритарием неправомерен, поскольку это нарушает предусмотренную уставом банка процедуру созыва внеочередного собрания: в частности, миноритарий не обратился с соответствующим требованием в совет директоров. «Мы уже поставили в известность о происходящем Банк России, ФАС и Генпрокуратуру, а также Агентство по регулированию и надзору за финансовыми рынками и финансовыми организациями (Республика Казахстан)», — сообщил представитель мажоритариев БТА. По его словам, собрание миноритариев незаконно и «направлено на цели, противоречащие основам публичного порядка РФ, — приобретение контроля над российским банком в обход законодательных норм».
Впрочем, у противной стороны свои доводы: до февраля текущего года казахстанский БТА принадлежал известному банкиру Мухтару Аблязову. В феврале он был национализирован государственным фондом Казахстана «Самрук-Казына», выкупившим допэмиссию за 2 млрд долларов и получившим 75-процентный пакет в банке. Тогда Аблязов назвал эти действия рейдерством, а правоохранительные органы Казахстана завели на него уголовное дело и объявили в международный розыск. По мнению участников рынка, отдаленным собственником российских компаний, которые владеют БТА, остается Аблязов.
«Данные действия отражают конфликт собственников вокруг собственности российского БТА, что особенно значимо в контексте реструктуризации обязательств казахского БТА, — говорит кредитный аналитик Standard & Poor’s Екатерина Трофимова. — Этот актив важен для казахского банка для увеличения уровня возвратности его обязательств». Отметим, что, согласно финансовой отчетности казахского БТА, за II квартал текущего года его убытки увеличились почти в пять раз и составили 1,518 трлн тенге (порядка 10 млрд долларов), а дефицит собственного капитала достиг на 1 июля 890,29 млрд тенге (около 6 млрд долларов).
«Казахская сторона явно пытается сохранить контроль над российской структурой, — рассуждает Трофимова. — До тех пор пока конфликт не будет исчерпан, вполне возможны новые юридические, операционные и коммерческие коллизии». «Ситуация для банковской среды нестандартная», — отмечает адвокат, руководитель банковской практики компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Лидия Горшкова. По ее мнению, поскольку за принятие всех корпоративных решений в кредитных организациях тщательно наблюдает Банк России и обычно такие решения принимаются с соблюдением всех норм действующего законодательства, кардинальной смены собственника регулятор не допустит.