Андрей Пашковский — генеральный директор «ОРСИ Групп», занимающейся реструктуризацией долгов «РИГрупп», которая контролировалась супругой экс-министра финансов Московской области Алексея Кузнецова Жанной Буллок, — в интервью «РБК daily», опубликованном во вторник, рассказал о том, как область собирается расплачиваться с кредиторами.
«Конфликта между нами и областью никакого нет. Понятно, что процесс этот сложный. Любые активы, связанные с «РИГрупп», очень сложно реструктурировать. Прежде всего потому, что здесь много кредиторов. Если быть справедливым, то, конечно, «Спецстрой-2» нужно бы банкротить, потому что у него есть и другие кредиторы, основным из которых является банк Credit Suisse, которому компания должна более 500 миллионов рублей. Сейчас мы договорились с банком, чтобы он не предъявлял исполнительные листы. Иначе есть риск, что те объекты, которые числятся за «Спецстроем-2», — а это стадионы, детсады, школы — все это просто может уйти с молотка в частные руки, даже СИЗО в Люберцах», — рассказал Пашковский.
«С рядом банков, среди которых Сбербанк и Газпромбанк, есть договоренность, как может быть возвращен долг. Например, мы предлагали такую схему: запустить заново весь строительный комплекс Московской области, достроить брошенные социальные и коммерческие объекты. Это дало бы возможность рассчитаться по старым долгам и заработать на новых инвестициях», — уверен он.
По его словам, банки «пока находятся в ступоре». «Во-первых, потому, что никто пока конкретных схем выхода из этой ситуации не предлагал, а во-вторых, никто из чиновников не хочет брать на себя ответственность за реструктуризацию долгов. Область просто копит долги, видимо, ожидая какой-то реакции от федерального центра, — заявил Пашковский, — А вдруг для региона появится такая же программа спасения, как для АвтоВАЗа?»
Собеседник издания отметил, что объем взаимных обязательств трех областных компаний — ИКМО, МОИТК и МОИА — на начало 2009 года составлял около 70 млрд рублей: «это и кредиты, и поручительства… только то, что на поверхности». «Здесь необходимо пояснить, что деньги не привлекались непосредственно «РИГрупп», а проходили через МОИТК, которая, в свою очередь, выступала поручителем за две другие областные компании — ИКМО и МОИА. Они также поручались за долги МОИТК. Фактически была выстроена пирамида, в которой деньги для строительства просто бесследно исчезали. Когда мы разбирались с этой схемой, то выяснили, что около 9 миллиардов рублей, которые должны были быть инвестированы в строительство, просто отсутствуют. Вместо стройплощадок мы видели голое поле. Конечно, всех пропавших денег мы еще не нашли. Но что вы хотите? Эта система выстраивалась восемь лет, и распутать все за год просто невозможно. Вы представляете, каково сейчас людям в областном правительстве? Ведь у них 180 миллиардов рублей долгов в таких вот схемах», — сказал он.