Центробанк РФ может получить масштабные полномочия по надзору не только за кредитными организациями, но и за целыми банковскими холдингами, состоящими не только из банков, пишет в четверг газета «Ведомости». Это следует из поправок к законам «О банках» и «О Центральном банке», подготовленных Минфином и опубликованных на сайте министерства. Сейчас ЦБ лишен надзорных полномочий за некредитными компаниями, даже если они — головные организации банковских холдингов.
Этот проект готовился с учетом мнения ЦБ, говорит высокопоставленный сотрудник регулятора. «Мы вынуждены переходить к консолидированному надзору за банковскими холдингами, некредитные организации, входящие в них, могут довести банки до отзыва лицензии», — объясняет он. Банки выдают кредиты структурам своих акционеров, эта тенденция усилилась в кризис. Если нет информации обо всех структурах холдинга, куда входит банк, иногда нет возможности оценить рискованность его операций, резюмирует собеседник издания.
Сейчас контроль за компаниями, входящими в группу или холдинг, несовершенен, говорится в пояснительной записке к поправкам. Так, недостаточно четко прописано, кого включать в банковские группы и холдинги. По действующей редакции закона «О банках» критерий принадлежности к группе — возможность прямо или косвенно «существенно» влиять на решения банка. Вхождение в холдинг определяется через возможность назначать или влиять на избрание более половины коллегиального исполнительного органа банка. Поправки серьезно расширяют ряды групп и холдингов. Теперь в них включаются компании, прямо или косвенно контролируемые одними акционерами или даже родственниками акционеров.
«Другая цель законопроекта — улучшить контроль за соблюдением нормативов кредитования на одного заемщика (не более 25% собственного капитала)», — говорит источник в ЦБ. Банки используют «фирмы-прокладки» и офшорные компании, чтобы обходить норматив. Проект Минфина снижает этот норматив для «связанных» компаний до 20% собственного капитала. Также по поправкам ЦБ может запрашивать необходимую информацию у «федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор за указанными организациями».
По словам сотрудника ЦБ, с помощью ФСФР банк намеревается контролировать ситуацию с искусственным надуванием активов, когда банки с помощью перепродажи неликвидных внесписочных акций увеличивают собственный баланс. «Постоянно обмениваемся (с ЦБ) разной информацией, какую запрашивают, такую и предоставляем», — сказал «Ведомостям» руководитель ФСФР Владимир Миловидов. Проблема надувания активов известна, она существует не только в банковской сфере, замечает он: «ФСФР проверяет эмитентов сомнительных бумаг. Когда нужно, приостанавливаем операции и сообщаем об этом в ЦБ».