Консолидация финансового сектора в различных странах не стабилизирует, а, напротив, расшатывает финансовую систему, так как ей начинает не хватать конкуренции. По мнению экспертов, здоровое соперничество не только не ведет к кризису, но и заставляет банки следить за структурой расходов и работать более эффективно. Такие результаты экономических исследований приводит «РБК daily» со ссылкой на Handelsblatt.
Сейчас банки все больше концентрируются на родных для себя рынках, где у них становится все меньше конкурентов. Часть банков, в первую очередь американских, включая такие крупные, как, например, Lehman Brothers, обанкротились. При этом, несмотря на восстановление экономики, количество обанкротившихся банков в США за семь месяцев этого года уже достигло 103, тогда как за весь 2009 год в стране закрылось 140 банков. Часть финансовых институтов как в Старом, так и в Новом Свете были слиты для предотвращения их краха. Процесс консолидации отрасли продолжается до сих пор. Весной испанское правительство заявило о необходимости объединения части из 45 региональных сберкасс, переживающих трудные времена.
Многие аналитики, однако, полагают, что консолидация не панацея от «болезни» отрасли. Согласно исследованию Ульриха Хаймесхоффа (Университет Дюссельдорфа) и Андре Уде (Университет Бохума), в последние 13 лет в странах Европы с высокой степенью консолидации финансового рынка дела у его игроков шли хуже, чем в тех странах, где существовало много мелких банков. Так, от нынешнего кризиса больше других пострадали США и Великобритания, где сконцентрированы крупнейшие мировые банки. А вот финансовые учреждения Германии, в которой на 100 тыс. жителей приходится три банка (больше, чем в других странах ЕС), сравнительно неплохо пережили трудное время. «Результат нынешних проблем, судя по всему, — более слабая конкуренция», — уверен экономист Хавьер Вивес из Университета Наварры.
Конкуренцию в банковском секторе несправедливо считают виновницей кризиса, убежден эксперт Торстен Бек из Университета Тилбурга (Нидерланды). По его мнению, стремление многих банков следовать моде и торговать высокорискованными ценными бумагами никак не связано с их соперничеством. Бек считает, что консолидация на рынке даже опасна: «Может возникнуть еще больше банков too big to fail («слишком больших для банкротства»)».
Как и Бек, его соавтор по ряду исследований Пол Сибрайт из Тулузского университета полагает, что проблеме недостаточной конкуренции в банковской отрасли уделяется слишком мало внимания. Во время кризиса это было вполне объяснимо: власти стремились спасти проблемные банки, но теперь регуляторы недооценивают дисциплинирующую силу конкурентной борьбы, уверен эксперт.
Впрочем, немецкие антимонопольные органы намерены внимательно следить за продажей временно национализированных банковских активов. Министерство финансов ФРГ дало указание регуляторам разрешать их продажу только в том случае, если покупатель после приобретения не станет слишком могущественным.