Смысла держать накопленное на депозитах нет — ставки стали ниже инфляции, пишет в понедельник газета «Ведомости». По данным ЦБ, ставки в июле снизились до 6%. До конца августа индекс потребительских цен подскочит до 6—6,2% с 5,5% в июле (к таким же месяцам 2009 года).
Отрицательная ставка — антистимул для сбережений, замечает заместитель гендиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов, их доля в доходах населения за кризис резко выросла — с 8,9% в 2007 году до 15,8% в первом полугодии 2010-го. По расчетам Агентства по страхованию вкладов, в первом полугодии объем депозитов ежедневно рос в среднем на 5,2 млрд рублей против 2,9 млрд годом ранее — как
Отрицательные ставки должны подстегнуть потребительскую активность и рост потребительского кредитования, полагает экономист HSBC Александр Морозов:«Для банков это то, что нужно, они пока не могут абсорбировать депозиты». Вырастут покупки товаров длительного потребления — их доля в потребкорзине за кризис снизилась с 22% до 19%, подсчитали в Citi. По данным ЦБ, объемы потребкредитования, в 2009 году упавшие на 11%, с марта растут в среднем на 1% в месяц, в июне рост ускорился до 1,6%. Инфляция будет только стимулировать этот процесс, считает Тосунян.
Потребительского бума не будет, единодушны эксперты: инфляция замедлит рост реальных зарплат,
Средние ставки по кредитам юрлицам снизились до 10,5%, зафиксировал ЦБ, — минимум с января 2008-го и примерно на уровне 2005—2006 годов. В 2009-м кредитование не росло, банки заменили его вложениями в корпоративные облигации, почти удвоив объемы. Доходность по ним уже сблизилась с процентными ставками ЦБ, содержание ликвидности на балансе все дороже и скоро банки пустят эти средства в оборот, ожидают аналитики «Тройки диалог». Корпоративное кредитование возобновило рост в апреле, в июне он ускорился до 2,1%. Произошло сближение ставок и рентабельности, замечает Миронов: в первом полугодии разрыв сократился с 11 процентных пунктов до нуля. Этим и вызван, по его мнению, рост кредитования:«Если оно продолжит расти минимум на 1% в месяц, это создаст условия для импортозамещения, и через год промышленность выйдет из стагнации». Сейчас экономика может расти только при низких ставках, дешевый капитал позволит конкурировать с импортом, согласен экономист «Ренессанс Капитала» Алексей Моисеев. Активного спроса на кредит не наблюдается — компаниям сложно предвидеть, каким будет спрос, замечает предправления Райффайзенбанка Павел Гурин: «Пока банки сидят на деньгах, которые изрядно подешевели».
ЦБ нужно срочно объявить мораторий на накачку системы ликвидностью, снизив доходность своих облигаций, призывает главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков: занимая на межбанке под 2,3—2,7%, банки вкладывают средства в облигации ЦБ с гарантированной доходностью 4%; по его словам, с начала года ЦБ закачал в этот экономически бессмысленный механизм уже 1,2 трлн рублей. Если его остановить, инфляция не выйдет на заоблачные высоты, обещает он. Ускорение инфляции к концу года предопределено, уверен Морозов, что, вероятно, заставит ЦБ повышать ставки уже в декабре.