Премьер-министр РФ Владимир Путин анонсировал новую формулу бюджетной конструкции на 2011 год. Как пишет «Коммерсант», пятницу в ходе выступления на нефтегазовой панели форума в Сочи Путин неожиданно заявил о новой бюджетной идеологии на 2011 год, которая по крайней мере временно заменит при составлении бюджета реализующуюся с 2007-го концепцию ограничения госрасходов через механизмы суверенных фондов. Премьер-министр, комментируя ценовые ожидания на рынке нефти, пояснил: «Мы планируем доходы следующего года очень консервативно. Мы планируем доходы бюджета исходя из 75 долларов за баррель, а расходную часть — из 70 долларов». По словам Путина, в дальнейшем правительство намерено так же «консервативно» подходить к прогнозу цен на энергоносители, исходя из которых рассчитывается бюджет.
Напомним, исходя из среднегодовой цены Urals Минэкономики и Минфин рассчитывают прогнозные доходы бюджета от налогообложения нефтегазовой отрасли: Минэкономики — в бюджетном прогнозе, Минфин — в «Основных направлениях налоговой политики» и «Основных направлениях бюджетной политики» (ОНБП). В июне 2010 года спор Минфина, настаивавшего на расчете бюджета исходя из цены Urals в 70 долларов за баррель, и Минэкономики, ради увеличения госрасходов требовавшего поднять прогноз до 75 долларов, был решен в пользу последнего: ОНБП содержат цифру 75 долларов, исходя из этого прогноз нефтегазовых доходов на 2011 год составляет 4,003 трлн рублей.
Совокупные планируемые доходы бюджета на 2011 год, напомним, составляют 8,6 трлн, из них нефтегазовые — 46%. Ограничение расходов федерального бюджета через «второй прогноз» в 70 долларов за баррель Urals будет означать их уменьшение и создание в конструкции бюджета нового резерва для Белого дома в размере около 270 млрд рублей. Исходя из слов Владимира Путина дополнительные 9 млрд долларов потенциальных бюджетных доходов не будут «расписываться» в программах госрасходов — речь идет о своеобразном «внутреннем профиците» бюджета при его реальном дефиците.
Конструкция с двумя прогнозами цен на Urals напоминает модифицированную идею суверенных фондов. Напомним, в 2006—2008 годах прогноз цен на нефть влиял на объем планируемых федеральных госрасходов, однако сверхплановый рост цен приводил в основном к росту объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В 2011 году превышение ценой нефти порога в 70 долларов за баррель приведет к пополнению неофициального третьего федерального фонда расходов, но в отличие от прежних правила пополнения и расходования нового фонда регламентированы не будут.
Макроэкономические изменения в бюджетной конструкции не столь значительны: объем «третьего фонда» составит предельно 0,6% ВВП. Тем не менее они вряд ли случайны. Речь идет о сознательном отказе Минфина от возврата в 2011—2013 годах к завоеваниям 2007-2008-го, то есть к жестким макроэкономическим нормам Бюджетного кодекса. На период 2011—2013 годов (на которые приходятся выборы Госдумы и президента РФ) создается максимально удобный Белому дому режим управления доходами. 14 сентября правительство внесло в Госдуму проект очередных поправок в Бюджетный кодекс, которые в парламенте будет представлять заместитель главы Минфина Сергей Шаталов. Формально поправки призваны скорректировать позиции бюджетного классификатора, создать юридическую основу для создания регионами дорожных фондов с 2011 года, а также продлить на 2011 год отмену ряда ограничений Бюджетного кодекса, временно снятых в 2009 году в силу необходимости расходовать на покрытие дефицита бюджета Резервный фонд. Но в результате принятия поправок действие установленных в 2007 году принципов раздельного учета нефтегазовых и ненефтегазовых доходов, ограничений на размеры привлекаемых правительством за пределами Резервного фонда средств на покрытие дефицита бюджета и т. д. будет отменено уже на срок до 1 января 2014 года. Кроме того, вне зависимости от реального размера дефицита бюджета в 2011—2013 годах и состояния цен все нефтегазовые доходы бюджета будут направляться непосредственно в бюджет. То есть ситуации, при которой Резервный фонд и ФНБ вновь будут пополняться, Белый дом не предусматривает в принципе.
Создание неофициального «третьего фонда» может иметь более серьезные последствия в 2012—2013 годах, в случае если государство продолжит в будущем занижение размера доходов бюджета по технологии «двух прогнозов». Кроме того, новая конструкция позволит правительству по своему усмотрению сокращать объемы фактического дефицита федерального бюджета — на 2011 год он прогнозируется в размере 3,6% ВВП, но Владимир Путин в Сочи уже заявил, что по факту дефицит и в 2010-м, и в 2011-м может быть ниже.