Банк России рассчитывает получить полномочия запрещать создание банка или приобретение свыше 10% акций банка лицом, привлеченным судом к ответственности за преднамеренное банкротство кредитной организации или нанесение ущерба, сказал РИА Новости директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ Михаил Сухов.
В прошлом году ЦБ столкнулся с беспрецедентной по скорости аферой по скупке банков с целью выведения из них активов. У пяти таких банков — Традо-Банка, Славянский Банка (оба — Москва), «Монетный Дом» (Челябинск), Донбанк (Ростов-на-Дону) и Уралфинпромбанк (Екатеринбург), которые СМИ связывали с бизнесменом Матвеем Уриным, регулятор отозвал лицензии. Агентство по страхованию вкладов (АСВ) оценило объем выплат их вкладчикам почти в 11 млрд рублей.
«ЦБ должен получить право отказать в совершении сделки самому приобретателю либо лицу, оказывающему косвенное влияние на банк», — сказал Сухов, добавив, что соответствующие поправки в закон о банках и банковской деятельности находятся в финальной стадии согласования. Важно то, что критерии принятия решения регулятором будут определены законом, отметил собеседник агентства. «Принятие данных поправок позволит решить ряд проблем, возникших после отзыва лицензии у ряда банков в конце 2010 года», — уверен Сухов.
По его словам, ЦБ хочет также иметь представление о компетенции каждого топ-менеджера банка, который назначается на согласуемые с регулятором позиции. «ЦБ предполагает получать информацию о полномочиях каждого руководителя банка. Это необходимо для оценки деловой репутации и понимания, за какие сферы деятельности отвечал тот или иной менеджер», — сказал директор департамента ЦБ.
«Если его деятельность не относилась к той,
ЦБ намерен сохранить действующие жесткие подходы к оценке финансового состояния инвесторов, приобретающих банки, а упрощать их только при публичном размещении акций, то есть на рыночных условиях. «Особо подчеркну, что строгие правила контроля останутся и при первичном, и при последующих приобретениях акций банков. Мы столкнулись с тем, что банки были приобретены по нерыночным ценам, зачастую превышавшим реальную в несколько раз», — сказал Сухов. Банки покупались в рассрочку: часть денег прежние владельцы получали сразу, а остальные — позже, причем средства выводились из самого приобретаемого банка. «Таким приобретателям неважно по какой цене купить банк, они не имеют собственных средств и соответственно им нечего вкладывать в его развитие. А расчеты с прежними владельцами осуществляются за счет активов приобретаемого банка», — пояснил директор департамента ЦБ. Ответственность с точки зрения деловой репутации лежит также и на прежних владельцах, которые продавали банк на заведомо нерыночных условиях, добавил он.