«Коммерсант»: Сбербанк может на днях утвердить выход на рынок POS-кредитов в партнерстве с BNP Paribas

Дата публикации: 28.03.2011 08:41 Обновлено: 24.02.2022 22:59
2 899
Время прочтения: 3 минуты

Решение о выходе Сбербанка на рынок экспресс-кредитования в торговых сетях находится в финальной стадии проработки, и модель развития этого бизнеса может быть утверждена на заседании правления банка на текущей неделе. Об этом «Коммерсанту» рассказал источник, близкий к Сбербанку, а также несколько участников рынка.

Наиболее вероятный сценарий реализации проекта — создание совместного предприятия с БНП Париба Банком, который уже работает на этом рынке под брендом Cetelem, знает глава одного из банков — лидеров рынка POS-кредитования. Топ-менеджмент Сбербанка некоторое время назад посещал Францию, где вел переговоры с материнской группой БНП Париба Банка — BNP Paribas, рассказали собеседники издания. Проект может стартовать уже в сентябре, добавляет банкир, близкий к процессу переговоров. В Сбербанке от комментариев отказались, в BNP Paribas рекомендовали обратиться в российское подразделение, где также не стали комментировать тему.

В продуктовой линейке Сбербанка есть практически все розничные кредитные продукты, за исключением POS-кредитов. Принципиальное решение о выходе на рынок кредитования в торговых сетях Сбербанк принял в ноябре 2009 года. В апреле 2010-го для разработки оптимальной модели развития этого бизнеса на работу в Сбербанк пришел экс-предправления лидирующего на рынке POS-кредитования Хоум Кредит Банка Андрей Лыков. Изначально Сбербанк рассматривал в качестве вариантов как самостоятельное развитие этого направления, так и приобретение кого-либо из действующих игроков. Наиболее вероятным кандидатом был Хоум Кредит Банк. Впрочем, как сообщил газете источник в этом банке, стороны не смогли договориться о цене.

«Не исключено, что, не сумев договориться о приобретении ни с кем из лидеров рынка, Сбербанк выбрал сотрудничество с некрупным игроком», — говорит гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников. Cetelem, являясь структурным подразделением инвестиционного банка «БНП Париба», работает на российском рынке с 2007 года. Основные продукты — потребительские и автокредиты в центрах продаж (розничных торговых сетях, наиболее крупная из которых — «М. Видео», и автосалонах) и кредитные карты. Деятельность розничного подразделения полностью финансируется материнской BNP Paribas. По данным Frank Research Group на 1 марта, Cetelem занимает седьмое место на рынке POS-кредитования с долей 3,7% и портфелем в 5,7 млрд рублей. При этом на европейском рынке BNP Paribas является одним из крупнейших игроков в этом сегменте.

«В России Cetelem сложно конкурировать с крупными игроками на рынке POS-кредитования, в основном он работает с региональными торговыми сетями, — говорит старший вице-президент Альфа-Банка Андрей Сокольский. — Партнерство со Сбербанком могло бы дать Cetelem дополнительные возможности за счет доступа к базе кредитных историй Сбербанка, дешевым рублевым ресурсам, а также сети отделений Сбербанка, которая может быть использована как прямой канал погашения кредитов».

Экспресс-кредитование — один из наиболее доходных для банков сегментов: ставки там доходят до 50% годовых. В то же время из-за высокой скорости рассмотрения кредитных заявок (от 15 минут до часа) этот рынок несет повышенные риски, поэтому традиционно в этом сегменте лидировали специализированные частные банки.

В настоящее время в тройку лидеров российского POS-кредитования, по данным Frank Research Group, входят Хоум Кредит Банк (доля рынка — 27,9%), Альфа-Банк (17,7%) и ОТП Банк (16,9%). Сбербанку для быстрого продвижения в секторе необходима скоринговая модель — система оценки кредитного качества заемщиков, позволяющая быстро и с минимальным риском принимать решения о выдаче кредитов. Необходимые Сбербанку скоринговые технологии у Cetelem есть, указывает Матовников.

Рынок POS-кредитования может стать вторым крупным проектом для «Сбера» в этом году: недавно банк объявил о выходе на инвестиционно-банковский рынок, купив компанию «Тройка Диалог». «Банк повышает свою эффективность за счет экспансии в новые для себя сегменты; используя свое положение крупнейшего госбанка и доступ к самому дешевому фондированию, он идет на новые рынки, вытесняя частный бизнес», — прокомментировал председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин.

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме