Банку России удается сдерживать инфляционные ожидания, но они по-прежнему сильно зависят от фактора урожайности, и о том, какая процентная ставка ЦБ будет через полгода, не знает даже регулятор, сказал в интервью Reuters заместитель председателя Центробанка Сергей Швецов.
Прогноз ЦБ по инфляции в России на 2011 год остается на уровне 6—7%.
«Но мы исходим из того, что урожай этого года должен быть средним… Я думаю, что фактор урожая — он здесь очень существенен, потому что он будет определять не только предложение продуктов питания на локальном рынке, но и инфляционные ожидания, которые играют значительную роль. Сейчас нам удается снижать инфляционные ожидания, но они очень сильно зависят от показателей урожайности этого года», — подчеркнул Швецов.
Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев говорил в середине марта, что с февраля властям удалось переломить тенденцию роста инфляции, которая уже не выйдет в область двузначных показателей. Швецов не так уверен в этом: «Я думаю, сейчас мы стоим на некоем сломе. Есть основания полагать, что не пойдем на двузначную инфляцию, но и исключить этого я не могу. Еще раз говорю: если это и произойдет, это будет локально. Дальнейшая динамика ожиданий будет определяться урожаем».
Инфляционные риски, по его мнению, по-прежнему существенны для России: «Я думаю, у нас те же самые инфляционные риски (что и в прошлом месяце)».
«Кстати, у нас выросла в индексе инфляции доля продуктов… Поэтому мы зависимы от цен на продовольствие больше других стран», — сказал Швецов.
Росстат пересмотрел базу для расчета инфляции в 2011 году после исследования расходов населения. В результате доля продовольственных товаров увеличилась до 38,5% с 37,97% в 2010-м.
Согласно опросу Reuters, ЦБ должен повысить ставку рефинансирования на 50 базисных пунктов, а депозитную — на 100 в 2011 году, чтобы достичь инфляции в 8,5%. «Банк России не исключает, что при среднем урожае инфляция будет такой, как мы заявили. Мы не видим оснований на сегодняшний день пересматривать прогноз. Это означает, что мы видим достаточно реалистичную ситуацию с учетом наших действий, когда инфляция выйдет на 6—7%. Банки мыслят по-другому, у них другой критерий. Это часть имиджевой составляющей — рассказывать клиентам, что у них сильный экономический анализ и они прогнозируют такую инфляцию. Мы же говорим честно, что такую инфляцию мы видим, при условии что они не делают таких оговорок, может быть, они по-другому оценивают урожай или еще
На вопрос, почему расходятся прогнозы аналитиков с действиями ЦБ, он ответил: «Значит, они не очень знают нашу политику или мы недостаточно еще понимаем друг друга. Мы смотрим на консенсус-прогноз и на прогнозы отдельных аналитиков, когда анализируем обратную связь и свои возможные решения».
«Но я не думаю, что ЦБ имеет понимание сегодня, какая процентная ставка будет даже через полгода. Все-таки у нас есть дискретный анализ, раз в месяц мы принимаем решение по ставкам. Нет такого, что давайте поднимем на столько-то, еще через три месяца — на столько-то, а потом еще на столько-то. Поэтому оставим дело прогнозировать, что ЦБ сделает до конца года, коммерческим банкам. У нас все-таки оперативный процесс принятия решения по ставкам», — заметил Швецов.