Московское ГТУ Банка России рассчитывает в будущем увидеть большую заинтересованность кредитных организаций в проведении проверок регулятором, отметил начальник отдела МГТУ ЦБ Виталий Зайцев.
«Наверно, наступит такой период — «эра милосердия», — когда действительно будет какая-то взаимная заинтересованность в проведении проверок», — выразил надежду Зайцев в ходе встречи руководителей московских кредитных организаций с руководством МГТУ.
«На сегодня заинтересованность в проведении проверок у Банка России, к сожалению, выше, чем у коммерческих банков. Банки заинтересованы в проведении проверок лишь в том случае, когда они подают свои бумаги на увеличение уставного капитала, расширение лицензии — те обязательные вещи, когда они вынуждены идти навстречу», — посетовал он. При этом случаются ситуации, когда даже после подачи банком ходатайства о проведении проверки в банке обнаруживается достаточное количество нарушений, сказал Зайцев, порекомендовав кредитным организациям более тщательно готовиться к грядущим проверкам.
Вместе с тем банки уже меньше, чем раньше, боятся проверок ЦБ РФ, поделился наблюдением Зайцев. «На сегодня потихонечку уходит из сознания наших уважаемых банкиров мысль, что пришла проверка — значит, будут резать, кровь пускать, кого-то наказывать, — сказал он. — Такой мысли у рабочей группы, выходящей на проверку, не существует. Речь идет только о реальной оценке вашей жизни, а то, что жизнь не у всех одинаковая, не у всех простая, — это само собой».
Большая работа проверяющих инспекционных групп связана с тем, чтобы реально оценить риски по активным операциям банка. «Если в начале 90-х годов в коммерческих банках оставалось «родимое пятно» советского прошлого, понятия «не вернуть кредит» почти не существовало, то в наше время не вернуть — это своеобразный вид бизнеса: покрыть себя за счет себя, покрыть свои затраты за счет банковского бизнеса», — пояснил Зайцев.
При этом после проведения проверок подчас происходит «реинкарнация» банка, заметил Зайцев: если в ходе проверки выяснялось, что какие-то документы утеряны, то после получения банком акта проверки «откуда-то вдруг все появляется, все есть».
Обращаясь к представителям банков, Зайцев призвал: «Банкам надо очень сильно подумать о том, чтобы ваша служба внутреннего контроля знала реальное положение дел и могла в том числе работать с рабочей группой, которая вышла на проверку».