Банк России дал банкам рекомендации по оценке их заемщиков, передает Прайм-ТАСС. По сообщению агентства, рекомендации изложены в письме ЦБ РФ № 43-Т от 4 апреля 2011 года «О некоторых вопросах оценки качества ссуд».
В качестве одного из существенных факторов, который может повлиять на принятие банком решения о классификации ссуд в более низкую категорию качества, ЦБ РФ рекомендует рассматривать наличие фактов, свидетельствующих об отсутствии у заемщика — юрлица реальной деятельности в сфере производства, выполнения работ и оказания услуг, либо осуществление такой деятельности в незначительных объемах, несопоставимых с размером ссуд. При установлении таких фактов кредитной организации рекомендуется классифицировать соответствующие ссуды не лучше, чем в третью категорию качества.
По таким заемщикам рекомендуется уделять дополнительное внимание оценке их финансового положения, включая достаточность выручки и прибыли для обслуживания основного долга и процентов по ссудам (с учетом необходимости обслуживания иных займов), а также оценке качества обслуживания долга по ссудам, в том числе характеру источников происхождения средств, направляемых на их обслуживание.
Под реальной деятельностью заемщика в сфере производства, выполнения работ и оказания услуг, в контексте настоящего письма предлагается понимать деятельность, результаты которой могут быть проданы на рынке при том, что оплата со стороны покупателей осуществляется ими не за счет систематического и существенного использования денежных средств и иного имущества, предоставленных им банком-кредитором прямо либо косвенно с принятием на банк рисков понесения потерь.
Наличие обстоятельств, указывающих на существенные для заемщика объемы деятельности сомнительного характера, рекомендуется рассматривать в качестве признака отсутствия у заемщика реальной деятельности либо осуществления такой деятельности в объемах, недостаточных для надлежащего обслуживания долга по ссудам.
К обстоятельствам, потенциально указывающим на сомнительный характер деятельности, осуществляемой заемщиком, могут быть отнесены: отсутствие у заемщика собственных либо арендованных в установленном порядке основных средств (производственных мощностей); непредставление заемщиком по запросам кредитной организации выписок по счетам, открытым в других кредитных организациях, в случаях, когда обороты по счетам, открытым в данной кредитной организации, несопоставимо малы по отношению к предоставленным кредитам; непредставление заемщиком по запросам кредитной организации отчетности, представляемой им в органы статистики, отчетности, представляемой в налоговые органы; проведение сомнительных сделок, перечисленных в письме Банка России от 26 декабря 2005 года № 161-Т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций»; осуществление операций по доверенности на постоянной основе лицами, не являющимися сотрудниками заемщика; предпочтительное использование заемщиком неденежных форм расчетов; повторяющиеся случаи изменения места постановки на налоговый учет; регистрация заемщика по адресу массовой регистрации юридических лиц; отсутствие информации об уплате налоговых платежей заемщиком в бюджеты различных уровней либо их несущественный характер; фонд заработной платы сотрудников установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума; исполнение одним лицом обязанностей руководителя в нескольких организациях; отсутствие в штате заемщика должности главного бухгалтера или бухгалтерской службы (за исключением случаев, когда ведение бухгалтерского учета передано на договорных началах специализированной организации); отсутствие в штате заемщика работников, помимо руководителя и главного бухгалтера; повторяющиеся случаи утраты заемщиком первичных документов либо задержки с восстановлением утраченных документов; осуществление доверительного управления деятельностью заемщика юрлицом, находящимся в стадии ликвидации.
В случаях когда предоставленная заемщиком информация о характере, состоянии, масштабах деятельности, тенденциях развития бизнеса вызывает сомнения на предмет достоверности, банкам рекомендуется знакомиться с состоянием бизнеса заемщика на месте в соответствии с принципом «знай своего клиента».