Morgan Stanley и Deutsche Bank перестали быть акционерами банка «Уралсиб», пишет в среду газета «Коммерсант» со ссылкой на отчетность российской кредитной организации по МСФО за 2010 год.
По итогам 2009 года каждый из банков владел по 1,64%, по итогам 2010-го их доля сократилась до нуля. Теперь среди акционеров банка — почти исключительно структуры ФК «Уралсиб»: 98,25% акций контролируется компаниями Николая Цветкова. В банках «Уралсиб», Morgan Stanley и Deutsche Bank накануне отказались от комментариев.
О покупке 4% «Уралсиба» банками Morgan Stanley и Deutsche Bank стало известно в середине сентября 2008 года, напоминает издание. Они выкупили половину пакета, ранее принадлежавшего правительству Башкирии. Правительство оценило свою долю в 7,15 млрд рублей, что соответствовало оценке банка в 1,7 к капиталу (по данным МСФО за шесть месяцев 2008 года). Таким образом, пакет двух инвестбанков мог стоить 3,6 млрд. Рыночная капитализация «Уралсиба» в течение прошлого года составляла примерно 1,36 млрд долларов, однако в декабре резко выросла — до 2,3 млрд. Таким образом, продав пакет до декабря, исходя из рыночной стоимости акций банки могли получить на двоих 1,32 млрд рублей, в декабре — 2,28 млрд.
По условиям договоренностей 2008 года, когда банки покупали свои пакеты, они получали мандат на будущее IPO «Уралсиба», а в случае если оно не состоится, имели право обратно продать свои пакеты по оговоренной цене, которая тогда не раскрывалась. Источники, близкие к банкам, рассказали, что выход инвестбанков связан с истечением заранее оговоренного срока, в течение которого IPO так и не состоялось.
От планов размещения акций на бирже «Уралсиб» не отказывается, утверждает издание. Более того, в конце прошлого года топ-менеджмент банка заявлял, что привлечение стратегического инвестора уровня итальянского UniCredit, австрийского Raiffeisen или IPO — это неизбежный путь в свете усиления позиции госбанков. По информации газеты, банк активно ведет переговоры с инвестбанками на эту тему. Однако в этом году IPO уже маловероятно, ведь недавно разместился НОМОС-Банк, и он собрал потенциальный спрос на частный банк такого уровня, а модель бизнеса «Уралсиба» похожа на модель НОМОС-Банка, указывает заместитель директора департамента банковского аудита ФБК Роман Кенигсберг. «В кризис об IPO не могло быть и речи, но и у контролирующего акционера, возможно, не было возможности обратно выкупить свою долю,— рассуждает аналитик НОМОС-Банка Елена Федоткова.— Сейчас финансовое состояние банка улучшается, и, возможно, инициатива выкупа исходила именно от Николая Цветкова».
Согласно отчетности банка за 2010 год, нарастить кредитный портфель ему не удалось — он сократился с 216,4 млрд рублей до 206,8 млрд, пишет газета. Однако банк показал существенное улучшение по качеству кредитного портфеля. Доля проблемных ссуд (с просрочкой свыше 90 дней) за год сократилась — с 14% до 10% от портфеля, в портфеле лизинга — с 19,3% до 13,3%. В розничном портфеле доля NPL снизилась с 10,9% до 9,5%. В отчетности виден положительный тренд и по финансированию связанных сторон. Если в 2009 году кредиты связанным сторонам составляли 92% от капитала (55 млрд), то по итогам 2010 года эта доля снизилась до 39% (22,4 млрд).
«Однако бизнес со связанными сторонами остается существенным, — отмечает аналитик Fitch Ratings Владимир Маркелов. — Также на балансе банка висит много непрофильных активов, справедливая стоимость которых непонятна, что негативно влияет на качество капитала».