Глубокий раскол мнений, обнаружившийся в ходе заседания руководства ОПЕК в среду, является нормальной частью дискуссии и не свидетельствует о том, что система квот на добычу нефти, используемая картелем, исчерпала себя. Такова точка зрения генерального секретаря ОПЕК Абдаллы Салема аль-Бадри, о которой он рассказал в четверг на Всемирном экономическом форуме в Вене.
«Это уже не первый раз, когда ОПЕК не удалось достичь консенсуса», — заметил аль-Бадри.
Заседание руководства ОПЕК в среду завершилось на повышенных тонах, после того как члены картеля не смогли прийти к консенсусу относительно объема добычи нефти. Саудовский министр нефтяной отрасли Али аль-Наими, настаивавший на повышении добычи, заметил, что заседание было наихудшим из всех, на которых он присутствовал.
Представитель другой нефтедобывающей страны Персидского залива заявил, что система квот ОПЕК на добычу нефти по сути уже не действует, после того как Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и ОАЭ обещали увеличить производство в одностороннем порядке.
В Саудовской Аравии, вероятно, не удовлетворены подобным исходом заседания, но это не является
Причиной разногласий на заседании стали различные взгляды относительно перспектив спроса на нефть во втором полугодии, констатировал аль-Бадри.
«Существенная неопределенность связана с инфляцией в различных странах, безработицей и суверенным долгом», — заметил глава ОПЕК. По собственным прогнозам картеля, его добыча может оказаться меньше объема спроса на 2 млн баррелей в день в III квартале и на 1,5 млн в IV квартале. В то же время не все соглашаются с такими цифрами, добавил аль-Бадри.
«Об этом и шли споры в течение заседания. Проблема возникла не с политикой, а, действительно, с экономикой», — пояснил он.
ОПЕК продолжит внимательно следить за рынком в III квартале и может с легкостью увеличить объем добычи дополнительно на 2 млн баррелей в день, заметил генсек ОПЕК. По его словам, в случае реального кризиса на рынке картель отреагирует соответствующим образом.
Аль-Бадри предупредил, что проблемы, вызванные прекращением добычи в Ливии, где она ранее составляла около 1,5 млн баррелей в день,
«Некоторые (европейские) нефтепереработчики полагали, что ливийская проблема будет решена за один-два месяца, и исходили из таких расчетов. Но ситуация в Ливии становится лишь хуже», — отметил аль-Бадри. Поэтому некоторые члены ОПЕК увеличивают добычу, чтобы восполнить нехватку нефти, что является их суверенным правом, добавляет он.
Герхард Ройсс, генеральный директор австрийской нефтяной компании OMV AG, повторил опасения, которые высказывал аль-Бадри. «Один из нефтеперерабатывающих заводов (OMV) в Германии на 90% использовал ливийскую нефть, нехватку которой восполнить непросто», — заметил он на той же конференции. «У нас все еще остается какое-то количество ливийской нефти в хранилищах, но оно уже приближается к нулю», — добавил Ройсс.
Аль-Бадри заявил, что представитель Ливии почти не участвовал в прошедшем заседании. По его словам, «ливийцы прибыли в последние десять минут (заседания)» и не повлияли на его результат.