Госдума на заседании во вторник приняла во втором и третьем чтениях законопроект о национальной платежной системе. Целью документа является законодательное закрепление понятия «платежная система», установление требований к организации и функционированию таких систем, а также надзору и контролю за их деятельностью. Предметом законопроекта является деятельность и взаимодействие в рамках платежных систем операторов по переводу денежных средств, включая операторов электронных денег, операторов по приему платежей, платежных систем, услуг платежной инфраструктуры (операционных, клиринговых и расчетных центров).
Законопроект определяет, что НПС — это совокупность операторов по переводу денежных средств (в том числе электронных денег), банковских платежных агентов, платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи. Операторами НПС являются Банк России, кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств, а также Внешэкономбанк.
Законопроект описывает процедуру и правила перевода денежных средств оператором. Оператор до перевода денег обязан предоставить клиентам возможность узнать размер комиссии, способ определения обменного курса.
Устанавливается, что инфраструктура платежной системы включает расчетный центр, платежно-клиринговый и операционный (процессинговый) центр. В частности, платежный клиринговый центр — это организация, которая в рамках платежной системы обеспечивает прием к исполнению распоряжений участников платежной системы об осуществлении перевода. Отдельно оговаривается, что расчетный центр — это организация, которая исполняет списания и зачисления денсредств по банковским счетам участников платежной системы, а также направляет подтверждения об исполнении их распоряжений. Расчетный и платежно-клиринговый центры, согласно поправкам, в любом случае должны быть локализованы в России, а процессинг, как сообщалось, может быть организован как в России, так и за рубежом. Изначально предполагался запрет на передачу международными платежными системами информации за рубеж о произведенных в России платежах.
Как пояснил председатель комитета Госдумы по финрынку Владислав Резник, законопроект определяет перевод электронных денег как новую форму безналичных расчетов. Он будет осуществляться исключительно кредитными организациями по поручению своих клиентов. Сами электронные деньги определены как внесенные клиентами в кредитные организации денсредства, которые учитываются без открытия банковских счетов.
Этим кредитным организациям Банк России будет выдавать специальный вид облегченных лицензий, дающих право на работу с электронными деньгами.
Также законопроект регулирует вопросы, связанные с «электронными средствами платежа» (ЭСП), под которыми понимаются разные способы удаленного управления денежными средствами, находящимися в кредитных организациях.
«Урегулирован вопрос ответственности за применение электронного средства платежа, то есть на ком лежит бремя доказывания, если
Вводится три вида ЭСП для электронных расчетов: неперсонифицированное ЭСП с максимальным остатком в любой момент времени в 15 тыс. рублей и лимитом по месячному обороту в 40 тыс.; персонифицированное ЭСП с идентификацией клиента (максимальная сумма электронных денег на счете — 100 тыс. рублей); корпоративное ЭСП (максимальный остаток на конец рабочего дня — 100 тыс. рублей) для электронных платежей за услуги и товары.
Кроме того, законопроект закладывает основы регулирования «мобильных платежей». «Оператор электронных денежных средств может заключить с оператором связи, который имеет право оказывать услуги радиотелефонной подвижной связи, договор, по условиям которого оператор электронных денежных средств будет вправе увеличивать остаток электронных денежных средств физического лица — абонента такого оператора связи — за счет его денежных средств, которые уплачиваются авансом оператору связи, — рассказал Резник, пояснив: — Созданы условия для использования мобильного телефона как устройства для осуществления самых разных платежей».