Министерство финансов подготовило и направило в правительство «Основные направления долговой политики РФ на 2012—2014 годы», где заявляет о намерении занимать в указанный период порядка 2 трлн рублей в год. Об этом пишет в понедельник газета «Коммерсант» со ссылкой на документ. По информации издания, такие суммы нужны государству на закрытие дефицита, с которым
До кризиса 2008 года государство занимало порядка 0,2 трлн рублей в год — то есть в десять раз меньше, чем планируется сейчас, напоминает издание. Запланированные средства Минфин намерен взять с рынка внутреннего. «Однако… реализация этих амбициозных планов «объективно невозможна на неподготовленном долговом рынке, все еще имеющем «родимые пятна» переходного периода», — цитирует газета вышеуказанный документ. — Для выведения «пятен» «абсолютным приоритетом» государственной долговой политики объявлена модернизация и либерализация долгового рынка».
За счет внутренних займов Минфин в 2012—2014 годах намерен закрывать 90% дефицита, который составит 1,57 трлн рублей в 2012 году, 1,74 трлн — в 2013-м и 1,65 трлн — в 2014 году. Соответственно, сальдо внутренних займов будет равно 1,46 трлн, 1,47 трлн и 1,49 трлн. Внешние займы — 133 млн, 136 млн и 140 млн соответственно. Минфин отмечает, что, несмотря на запланированное утроение госдолга (с нынешних 4,6 трлн, или 9% ВВП, до 12 трлн, или 17% ВВП, на конец 2014 года), его размеры в любом случае будут «выгодно отличать» Россию от развитых и развивающихся стран. У Японии госдолг равен 220% ВВП, у США — 92%, у Бразилии — 66%.
Заявленную модернизацию рынка Минфин обещает провести через улучшение инфраструктуры рынка госбумаг, повышение его ликвидности и расширение круга инвесторов. Пока, по оценке ведомства, «эталонный» для других бумаг рынок ОФЗ излишне волатилен. Причины — его неразвитость и сильная зависимость от внешних факторов. Другая проблема ОФЗ — отсутствие широкой ресурсной базы. Основные покупатели облигаций — госбанки и банки иностранным участием. Зарубежные инвесторы приобретают ОФЗ ради спекуляций и управления ликвидностью. Вопреки мировой практике, консервативных институциональных инвесторов, которые покупают бумаги «в долгую», на рынке нет, констатирует Минфин. Объем ОФЗ, принадлежащих нерезидентам, составляет лишь 3% долга.
«Именно на иностранцев, судя по документу, намерен делать ставку Минфин», — отмечает газета. Чтобы привлечь их на долговой рынок, ведомство обещает им создать возможности для расчетов по сделкам с ОФЗ с использованием международных депозитарно-клиринговых систем. Отсутствие этой опции в документе названо «самым большим инфраструктурным анахронизмом». Сейчас ОФЗ торгуются на ММВБ, прямой доступ к которой имеют лишь российские участники с депозитарной лицензией. Иностранцам неудобно, что расчеты по сделкам проводятся только через один российский депозитарий — они привыкли рассчитываться по сделкам на локальных рынках через единый счет, открытый в одном из международных клиринговых центров.
Другое обещание Минфина — допуск ОФЗ к обращению на фондовом рынке (сейчас они обращаются в секции госбумаг ММВБ) — уже фактически реализовано. С 1 января 2012 года в соответствии с поправками к закону «О рынке ценных бумаг» для удобства инвесторов эти облигации смогут обращаться на фондовых биржах вместе с корпоративными ценными бумагами. Также Минфин ставит проблему (не обещая решения) действия установленного Центробанком запрета на внебиржевое обращение ОФЗ. Этот запрет сужает круг инвесторов и делает операции с облигациями более дорогими. Между тем вторичный рынок еврооблигаций существует и развивается исключительно как внебиржевой, отмечает ведомство. Еще из предложений «основных направлений» — введение института централизованного учета прав собственности на ценные бумаги (сейчас эти права удостоверяют более 40 организаций) и унификация налогообложения по ОФЗ (выплаты по купонам облагаются по ставке 15%) и корпоративным облигациям (20%).
Минфин декларирует, что в 2012—2014 годах его приоритетом станет выпуск среднесрочных и долгосрочных госбумаг (целевая дюрация портфеля ОФЗ — пять лет). Эмиссия коротких (до года) инструментов будет рассматриваться как «исключительная мера». ОФЗ планируется выпускать с постоянной ставкой купонного дохода. Эмиссии будут концентрироваться в «эталонных выпусках» с большими объемами в обращении и погашением в «стандартных» точках, то есть 3, 5, 10, 15, 30 лет. Такая политика выгодна инвесторам, так как позволяет им хеджировать процентные и валютные риски. Поддержание высокой ликвидности таких выпусков Минфин обещает проводить через обмен облигаций с приближающимися сроками погашения на новые «эталонные выпуски».