Еврокомиссия находится на связи с представителями «Большой семерки» и «Большой двадцатки» и принимала участие в переговорах, вылившихся в совместные заявления о намерении стабилизировать рынки, сообщил пресс-секретарь ЕК журналистам в понедельник.
Также он отметил, что глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и еврокомиссар по монетарным вопросам Олли Рен ежедневно проводят консультации по развитию ситуации.
«ЕК вовлечена практически во все контакты. Еврокомиссар Рен участвовал в переговорах G7 и G20, прошедших на этих выходных», — сказал собеседник журналистов.
«Еврокомиссар Рен и президент ЕК находятся в ежедневных контактах, иногда они общаются по нескольку раз в день, последний разговор был сегодня утром, предыдущий — накануне вечером. Они обсуждают ситуацию (на рынках — Прим. ред.)», — добавил он.
Активность мировых политиков резко возросла в связи с первым в истории понижением США кредитного рейтинга агентством S&P с наивысшей ступени в «ААА» до «АА+». Рынки отреагировали на эту новость резким падением. Эксперты отмечают, что в сложившейся ситуации может понадобиться вмешательство регуляторов в работу рынков. В частности, такие меры будут направлены на то, чтобы сбить возросшее укрепление наиболее надежных валют, таких как швейцарский франк и иена, чтобы стабилизировать доходности суверенных бондов самых уязвимых стран еврозоны, чтобы поддержать ликвидности банков и чтобы в целом успокоить рынки и дать им понять, что политики обладают достаточным потенциалом для удержания ситуации и предотвращения новых мощных ударов кризиса.
Аналитики отмечают, что сокращение рейтинга не должно было стать неожиданностью для инвесторов. S&P заявило летом, что ожидает от властей США готовности снизить бюджетный дефицит на 4 трлн евро. На прошлой неделе было принято решение о снижении показателя на 2,1—2,4 трлн. После этого понижение рейтинга стало лишь вопросом времени, считают эксперты.
Однако действие S&P может привести к глобальной переоценке рисков. Годами десятилетние бонды США, которые имели наивысшие кредитные рейтинги от всех трех ведущих международных агентств, считались самыми надежными бумагами, по ним определялась долгосрочная безрисковая процентная ставка. Экономисты и финансисты учитывали ее во всевозможных расчетах.