Рост цен на золото и увеличивающаяся популярность обезличенных металлических счетов (ОМС) могут обернуться убытками для Сбербанка, сообщает «Маркер». Банк, как следует из его отчетности, слишком поздно начал покупать драгметалл,
Активность населения в первом полугодии в части открытия обезличенных металлических счетов, согласно отчетности Сбербанка, привела к увеличению обязательств Сбербанка на конец июля почти до 80 млрд рублей. Вместе с тем, по словам начальника аналитического управления Банка Проектного Финансирования Максима Осадчего, Сбербанк вкладывал привлеченные средства не в физическое золото, а в другие активы. «Лишь в июле банк начал докупать драгметалл, потратив около 9 млрд рублей, в результате чего смог показать на счетах по итогам июля золота на сумму 31,3 млрд рублей, однако к тому времени разрыв между обязательствами по золоту и физическим его наличием составил 45 млрд рублей», — сообщил Осадчий.
Поскольку с начала июля за июль цены на золото (на Нью-Йоркской бирже NYMEX) выросли с 1,5 тыс. долларов до 1 744 за унцию (по данным на 12 августа), потери Сбербанка могут составить 7,3 млрд рублей. Даже если учесть, что большинство ОМС открывались при котировках 1,6 тыс. долларов за унцию, потерь все равно получается более 4 млрд рублей.
Правда, эксперты считают, что крупнейший банк страны найдет способ избежать серьезных убытков — тем более что несоответствие обязательств по золоту золотым активам не является нарушением. «Золото приравнивается к валюте. Так же, как в отношении любой валюты, банк обязан поддерживать определенный уровень соотношения активов и обязательств. Но непокрытых обязательств может быть в размере 10% от капитала», — отмечает партнер компании BDO Денис Тарадов. То есть даже если у Сбербанка нет валюты в эквиваленте 45 млрд рублей, то все равно при собственном капитале почти в 1,2 трлн нарушением это не является. Кроме того, по словам Тарадова, Сбербанк может иметь соответствующие золотые счета в банках-корреспондентах, чтобы закрывать позицию по обязательствам.
В свою очередь зампред одного из банков, входящих в тор-10, отметил, что у Сбербанка могут быть взаиморасчеты с кем-то, кто держит остатки на счете клиента в виде золота. «Кроме того, есть общая ликвидность, из которой можно закрыть разрыв. В том, что Сбербанк может это сделать, я думаю, никто не сомневается», — заметил источник.