Граждане начали вносить собственный вклад в ослабление рубля, пишет в понедельник газета «Коммерсант». За последние две недели спрос на наличную валюту вырос на треть. Также серьезно оживился процесс конвертации рублей в валюту на банковских счетах и во вкладах. Пока ситуация еще далека от 2008 года, но в случае негативного развития событий эксперты не исключают повторения сценария трехлетней давности.
Резкий рост спроса населения на наличную валюту в последние две недели отметили большинство опрошенных изданием представителей крупнейших банков. «Наши розничные клиенты в последние дни покупают в отделениях на 30—40% больше валюты, чем обычно», — говорит начальник управления операций на денежном и товарном рынках Промсвязьбанка Кирилл Гришанов. В Альфа-Банке увеличение спроса оценили на уровне 15—20%. Рост спроса примерно на 30% отмечают в «Уралсибе», ОТП Банке, «Юниаструме». Аналогичную тенденцию отмечают в ЮниКредит Банке, Банке Москвы и еще ряде крупных игроков. По словам банкиров, наиболее востребованы американские доллары. «Спрос на доллары примерно в 1,5 раза превышает спрос на евро», — указывает Кирилл Гришанов. «Рост спроса особенно ярко выражен не в столице, а в регионах, где волатильность курса и нестабильность на рынках вызывают большой ажиотаж у населения», — говорит председатель правления Юниаструм Банка Евгений Туткевич.
«В последние дни спрос на безналичную валюту увеличился в три раза», — говорит старший вице-президент, директор казначейства ВТБ 24 Дмитрий Чернышев. Зампред правления банка «Уралсиб» Илья Филатов оценивает рост данного показателя в 30%. В целом на эту тенденцию указывает большинство из топ-10 российских банков.
Повышенный спрос населения на валюту еще больше поднимает ее курс, усиливая обесценение рубля, а конвертация в валюту безналичных рублевых средств клиентов приводит к росту валютных рисков банков, указывают эксперты. «Кредитные портфели у банков сформированы преимущественно в рублях, и рост валютной составляющей пассивов чреват диспропорцией в балансах банков», — говорит заместитель руководителя аналитического департамента компании «Совлинк» Ольга Беленькая. Выдавать кредиты в валюте, чтобы снять этот дисбаланс, в кризис сложно и очень рискованно, а страховка растущих валютных рисков с помощью сделок своп сопряжена с дополнительными затратами для банков, указывает она.
Впрочем, пока спрос на валюту со стороны населения растет высокими темпами, он все же далек от показателей 2008 года, когда обороты по валютно-обменным операциям выросли в разы. В разгар кризиса — в декабре 2008 года — объемы покупки населением наличной валюты были рекордно высокими и составили 14,4 млрд долларов, еще 4,5 млрд было снято с валютных счетов. Доля валютных вкладов с октября 2008 по март 2009 года выросла до 34% и до сих пор не вернулась на докризисный уровень (на 1 сентября этот показатель находился на уровне 17,5% против докризисных 13%).
Эксперты опасаются, что это лишь первые негативные сигналы и ситуация будет усугубляться и дальше. «В период плавной девальвации 2008—2009 годов у населения было время осознать угрозу кризиса, — рассуждает Гришанов. — Теперь падение курса рубля произошло достаточно быстро. И население пока еще занимает более выжидательную позицию».
Во всех опрошенных газетой банках сообщили, что с дефицитом наличной валюты не сталкиваются. Пока спрос на валюту не является критическим, однако ситуация может поменяться в случае, если фондовые рынки продолжат падение и негативный информационный фон будет усиливаться, считает Гришанов. Впрочем, у ряда экспертов еще более пессимистичный прогноз. «В настоящее время мы, вероятно, проходим ту грань, когда население и бизнес присоединяются к атаке на рубль, что делает девальвацию неуправляемой, — говорит директор центра «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников. — Развитие ситуации будет зависеть от возможности Банка России адекватно оценить потребность банковской системы в ликвидности и не переборщить с помощью банкам. В противном случае глубина девальвации может достичь уровней 2008—2009 годов».