Белорусский президент Александр Лукашенко заявил, что правительство республики злоупотребляет рыночными реформами, и дал понять, что не одобряет правительственных планов, предусматривающих существенное замедление темпов роста экономики в будущем году. Такую позицию Лукашенко изложил на совещании в четверг, сообщило государственное агентство БелТА.
«Меня в последнее время все больше и больше настораживает работа нашего правительства… Скоро мы действительно будем ходить в магазины как в музеи.
«В нашей ситуации очень часто нам приходилось раньше и придется впредь вручную регулировать некоторые процессы», — добавил он.
Финансовый кризис, одной из причин которого стало предвыборное повышение зарплат в декабре прошлого года, уже привел к девальвации белорусского рубля на 65% и инфляции в 89% по итогам десяти месяцев.
До конца года правительство прогнозирует инфляцию более 100%.
Для борьбы с кризисом правительство предлагает значительно сократить государственные расходы и ужесточить денежно-кредитную политику, чтобы в следующем году снизить инфляцию до 19%.
Как следствие сокращения эмиссионного кредитования экономики, правительство на заседании во вторник спрогнозировало падение темпов роста ВВП до 1,0—1,5% по сравнению с прошлогодними 7,9%.
Лукашенко этими планами недоволен. «Последние предложения — не знаю, кто является их идеологом, — идут вразрез с теми решениями, которые определило Всебелорусское народное собрание. А это уже недопустимо», — заявил он.
Прошедшее перед последними выборами Всебелорусское народное собрание утвердило пятилетний план развития экономики, который предусматривал рост ВВП за 2011—2016 годы более чем в 1,5 раза.
Лукашенко сказал, что правительство должно придерживаться этой программы.
Минск рассчитывает поправить дела за счет внешнего финансирования и просит кредиты у контролируемого Россией Антикризисного фонда ЕврАзЭС и Международного валютного фонда.
Кредиторы требуют от белорусских властей значительного ужесточения денежной, бюджетной и кредитной политики.
Белоруссия также анонсировала программу приватизации, обещая продать оставшиеся в ее собственности 50% «Белтрансгаза» российскому «Газпрому» за 2,5 млрд долларов.