Российские микрофинансисты договариваются о разрешении споров с клиентами через финансового омбудсмена — того же, к которому могут обращаться клиенты банков. Как уточняют «Ведомости», о присоединении микрофинансовых организаций к институту финомбудсмена должно быть объявлено в среду. На этот день в Ассоциации российских банков запланирована пресс-конференция с участием омбудсмена Павла Медведева и представителей МФО Михаила Мамуты (Национальное партнерство участников микрофинансового рынка), Евгения Бернштама («Домашние деньги» и «Финотдел»), Андрея Коркунова («Нано-Финанс»), Лоры Файнзилберг («МигКредит»), Cергея Сучкова («Микрофинанс»), говорится в приглашении АРБ.
Соглашение с компаниями будет подписано в ближайшие дни, подтвердил Медведев. Для таких компаний это способ конкурировать с «серым» рынком микрокредитования, участники которого размещают объявления на столбах, поясняет Мамута. «Эти организации начали регулировать, не закрыв дыру в Гражданском кодексе: согласно ГК, выдавать займы может кто угодно. А значит, наряду с регулируемой индустрией МФО продолжает существовать «серое» кредитование, люди продолжают кредитоваться в нелегальных компаниях», — констатирует Медведев. Институт финансового омбудсмена — дополнительный способ приучить граждан кредитоваться только у легальных компаний, считает он. «Это не значит, что реестр ФСФР совсем ничего не говорит клиенту. Просто на практике так получается, что клиент, которому нужно срочно откредитоваться, не всегда задумывается о том, регулируется эта компания или нет», — объясняет представитель «Домашних денег». Институт финансового омбудсмена больше на слуху, клиенты воспринимают это как реальную защиту, отмечает он. «Перетащить людей из «серых» МФО насильно не получится, но можно дать большую информацию и большую защиту, более дружелюбный инструмент разрешения споров, чем суд», — считает гендиректор «Финотдела» Татьяна Юрина.
Участие МФО в институте финансового омбудсмена поможет снять нагрузку с судов, уверен Мамута: на примере работы финансового омбудсмена в банковском секторе видно, что они обычно разрешают споры, носящие личный характер. Клиент может обратиться в Роспотребнадзор, однако у омбудсмена можно получить более качественный анализ финансовой проблемы, замечает Юрина. К желающим присоединиться к институту омбудсмена будут предъявляться дополнительные требования, но это не требования по ставкам, заверяет Медведев. Однако очевидно, что если кредит выдается под 2% в день, то клиент берет его от отчаяния или потому, что его обманули, добавляет он: «Я поговорил с этими организациями, и они мне пообещали, что обязуются не брать неоправданно высокие ставки».
В реестре Федеральной службы по финансовым рынкам более 800 МФО, к концу года их количество может приблизиться к 1 тыс., говорит Мамута: «Сколько же всего в стране организаций, выдающих займы, не знает никто». Объем задолженности населения перед этими организациями Мамута оценивает приблизительно в 30 млрд рублей.