Создание в России агентства по защите прав заемщиков, которое бы значительно облегчило положение потребителей финуслуг, является важным шагом в развитии и «взрослении» банковского рынка в РФ, передает «Прайм» со ссылкой на результаты опроса экспертов.
Премьер-министр РФ Владимир Путин в среду на съезде «Деловой России» заявил, что правительство рассмотрит возможность создания агентства по защите прав заемщиков. Ему предложили воспроизвести в России канадский опыт создания такого агентства, работа которого позволила удешевить стоимость кредитов для заемщиков в среднем на 6 процентных пунктов.
В Канаде вот уже десять лет работает Агентство по защите прав потребителей финансовых услуг (Financial Consumer Agency of Canada, FCAC) — независимый орган, который защищает права потребителей и предоставляет полезную и объективную информацию о финансовых продуктах и услугах.
«Подобные организации в том или ином виде, где общественные, где при банковских ассоциациях, существуют во многих странах. Канадский опыт интересен именно системной работой на государственном уровне по этому вопросу», — пояснила первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова.
Агентство отчитывается перед парламентом, подчиняясь министру финансов, и финансируется за счет взносов поднадзорных финансовых учреждений.
FCAC имеет полномочия расследовать, принимать решения и публиковать уведомления о нарушениях, взимать штрафы в размере до 200 тыс. канадских долларов (185 тыс. долларов США). Под действие агентства подпадают 73 банка (национальные и международные), 70 обществ взаимного кредита, 94 компании по страхованию жизни, 196 компаний по страхованию имущества и недвижимости и одна ассоциация ретейлеров.
По мнению Трофимовой, очень сложно напрямую увязывать сокращение ставок в Канаде с административными изменениями, потому что на ставки влияет множество аспектов (инфляция, стоимость фондирования на рынке), но однозначно эта мера повлияла позитивно.
Институт, защищающий права потребителей финансовых услуг, может быть создан в России на горизонте одного года, считает заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Андрей Мельников.
«Вопрос создания специального органа, который бы защищал права потребителей финансовых услуг, — это мейнстрим в развитии финансовых рынков. Создать такой орган несложно, все зависит от его статуса. Скорее всего, речь идет о госучреждении», — заявил он «Прайму».
В настоящее время интересы российских заемщиков отстаивают финансовый омбудсмен Павел Медведев, а также Роспотребнадзор.
Офис финансового омбудсмена в России начал свою работу с октября 2010 года. Финансовый омбудсмен — орган внесудебного рассмотрения споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами — физлицами.
«У нас финансовый омбудсмен держится на чистом энтузиазме Ассоциации российских банков. Если Путин имел в виду легализацию должности омбудсмена, то это прекрасно», — заявил «Прайму» Медведев.
По его словам, досудебное урегулирование споров между банками и заемщиками через институт финансового омбудсмена значительно сокращает издержки кредитных организаций, что может положительно сказаться на процентных ставках.
«В суде надо платить своему адвокату. А на кого же перекладываются все эти расходы? На клиентов банков. Если будет введен институт финансового омбудсмена, то, конечно, на следующей неделе мы ничего не заметим — ни улучшения, ни ухудшения (положения заемщика). Но в течение трех-четырех лет мы это заметим», — сказал он.