30 декабря появился список поручений правительства к госкомпаниям и госбанкам, согласно которым за их контрагентами, а также доходами топ-менеджеров и их ближайших родственников — супругов, детей и родителей — устанавливается тотальный контроль. Об этом пишет в среду газета «Ведомости».
До февраля госкомпании и госбанки обязаны обеспечить безусловное раскрытие бенефициаров, в том числе конечных, своих контрагентов. Информация должна быть подтверждена документально, сказано в поручении.
До 14 января госкомпании и госбанки должны внести во внутренние документы поправки, позволяющие им заключать новые контракты только с контрагентами, согласившимися раскрыть структуру собственности, и расторгать уже заключенные контракты, если контрагенты отказались раскрыться. Если у контрагента сменилась структура собственности, то госкомпании и госбанки обязаны сообщить об этом в министерства и правительство в течение 10 дней. Информация должна быть представлена по всем, даже мелким акционерам контрагентов, уточнил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Почему правительство решило действовать через поручения, а не корпоративные процедуры, Песков не объясняет.
Комментировать отношения с контрагентами представители большинства госкомпаний и госбанков отказались. Разговорчивые сотрудники госхолдингов сомневаются, что затребованные данные могут быть предоставлены в указанный срок: число партнеров исчисляется сотнями и даже тысячами. «У нас вся компания будет работать только на эти поручения, объем бумажной работы просто дикий», — жалуется один из собеседников издания. Два других надеются, что чиновники либо скорректируют сроки, либо сократят объем информации.
Правительство исходит из того, что поручения будут выполнены в срок, говорит Песков. Жесткие сроки нужны, чтобы не успели за праздники все переоформить, объясняет источник, близкий к одной из госкомпаний.
От руководителей госкомпаний и госбанков, их заместителей, членов совета директоров и правления, руководителей и замов филиалов и «дочек» правительство также потребовало отчитываться о доходах и имущественных обязательствах. Первые декларации должны были быть поданы 30 декабря, остальные — 10 января.
Ежегодное декларирование доходов обязательно для госслужащих, руководителей госкорпораций и их родственников. Топ-менеджеры госкомпаний и госбанков и их родственники теперь также будут обязаны декларировать доходы, но смогут не раскрывать информации о недвижимом имуществе, следует из поручения. Обязаны они будут сообщить о своих финансовых обязательствах (например, кредитах), о владении акциями и об организациях, где они бенефициары. Песков затруднился сказать, поданы ли уже декларации, но заявил, что публиковать их правительство не будет.
«Я в Россельхозбанке представляю государство, если им неизвестны мои доходы, я, конечно, представлю», — говорит ректор Финансовой академии при правительстве Михаил Эскиндаров (входит в наблюдательный совет ВТБ и Россельхозбанка).
В просьбе правительства есть юридическая коллизия, говорит член наблюдательного совета госбанка: «Почему правительство имеет право просить такие данные у Сбербанка — акционерного общества, акциями которого владеет Центробанк?»
Многие топ-менеджеры опасаются, что данные могут утечь из аппарата правительства. Странно, что в списках нет ни «Ростехнологий», ни «Роснано», удивлен один из госбанкиров.
После того как госкомпании и госбанки представят сведения о контрагентах и доходах топ-менеджеров, министерства проанализируют информацию на наличие конфликта интересов и представят к 1 февраля доклады в правительство «в разрезе каждой компании, с предложениями по каждому выявленному случаю», следует из поручения. В дальнейшем ведомства должны вносить такие доклады ежемесячно.