В последние месяцы Банк России резко увеличил число санкций к банкам, ограничивающих их возможности по привлечению вкладов граждан, пишет в пятницу «Коммерсант» со ссылкой на источники на банковском рынке.
Это косвенно признал зампред ЦБ РФ Алексей Симановский. Он отметил, что речь идет прежде всего об ограничениях, а не о запретах на вклады. Первые (в отличие от вторых) являются более мягкой мерой: при наличии таких санкций банк может продолжать привлекать вклады, но в установленных пределах. «В результате введения такой меры ограничиваются риски вкладчиков и государства (в лице Агентства по страхованию вкладов (АСВ), осуществляющего выплаты страхового возмещения вкладчикам банков), — пояснил Симановский. — Данная мера применяется в комплексе с иными мерами, ориентированными на восстановление финансовой устойчивости банков». Оценить рост числа ограничений по вкладам Симановский отказался, однако отметил, что такая санкция теперь вводится не только чаще, но и на более ранних стадиях выявления в банках недостатков. Источники издания оценивают рост санкций к банкам по вкладам «в разы».
Цель ужесточения подхода, по словам Симановского, — более эффективное ограничение рисков банков: «при адекватном поведении руководства и собственников это увеличивает шансы на стабилизацию ситуации, а если этого все же не происходит, то повышает шансы кредиторов банка на возврат своих средств в ходе банкротства банка». Впрочем, одними лишь ограничениями по вкладам ЦБ не обходится: косвенно это способствует и росту числа более жестких санкций к банкам по вкладам. «В случае если ограничения по вкладам не дают желаемого результата, надзорное реагирование усиливается, в частности банку может быть введен и запрет на привлечение вкладов», — пояснил Симановский.
Принятые ЦБ надзорные ужесточения нашли понимание далеко не у всех опрошенных газетой банкиров.
«Если информация о санкциях по вкладам, примененных в отношении банка регулятором, становится известной участникам рынка и его клиентам, то банк, скорее всего, столкнется с массовым оттоком вкладов, остановить который крайне сложно, — рассуждает конкурсный управляющий банка-банкрота «Диалог-Оптим» Андрей Сергеев. — Это хорошо, пожалуй, лишь с точки зрения интересов государства, которому меньше придется выплачивать вкладчикам». Косвенную выгоду от этого, продолжает Сергеев, получают крупнейшие банки, ввести санкции по вкладам которым ЦБ вряд ли решится: таким образом, получается, что более жесткий режим надзора ЦБ применяет в отношении некрупных игроков, что вряд ли справедливо.
«Я вообще считаю, что ограничивать стоимость привлечения банками средств — а именно это делает ЦБ, реагируя запретами и ограничениями на высокие ставки по вкладам, неправильно, — говорит председатель совета директоров Русского Торгового Банка Сергей Иванов. — Это лишь усиливает неравенство между крупными и средними и малыми банками, которые в принципе не могут привлекать средства по схожей цене». Правильнее было бы, чтобы ЦБ жестче контролировал качество активов, резюмировал он.