Банк России призывает банки реально хеджировать свои валютные риски и держать открытую валютную позицию близкой к нулю. Об этом заявил первый зампред ЦБ Алексей Симановский.
«Определенные колебания валютного курса имеют место… и будут иметь место… Чтобы защититься от этих колебаний, надо держать открытую валютную позицию близкой к нулю. Хеджируйте свои риски и защищайтесь надежно, а не для регулятора… (работайте) с теми лицами, кто сможет выполнить свои валютные обязательства. Тогда валютные риски будут близки к нулю», — сказал Симановский в понедельник на Неделе российского бизнеса в РСПП.
Валютная позиция банка считается открытой при несовпадении его валютных требований и обязательств: если валютные активы (требования) банка превышают валютные пассивы (обязательства), то банк имеет длинную открытую валютную позицию; если валютные пассивы больше активов — короткую. В случае открытой валютной позиции банк несет валютные риски.
Для ограничения валютных рисков Банк России установил максимально допустимое значение открытой валютной позиции (ОВП) к капиталу на уровне 10%. Согласно сводным показателям деятельности 30 крупнейших российских банков на 1 января 2012 года, отношение ОВП к капиталу у банков с длинной позицией равнялось 1,81%, у банков с короткой позицией — 2,04%.
В разгар кризиса осенью 2009 года ЦБ рекомендовал банкам не наращивать длинные открытые валютные позиции, пригрозив снижением лимитов участия в беззалоговых аукционах.