Совет по кодификации при президенте РФ подготовил законопроект, существенно меняющий систему банковских счетов. Если проект закона будет принят, участники российского рынка смогут с меньшими рисками проводить, например, сделки с недвижимостью или оплачивать судебные издержки. Впрочем, для того чтобы поправки заработали, придется перенастроить автоматизированные системы всех банков, выпустить новые нормативные акты ЦБ и дописать Налоговый кодекс, пишет «Коммерсант».
Законопроектом, последнюю версию которого на прошлой неделе совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства внес на рассмотрение в администрацию президента, предлагается ряд существенных поправок в Гражданский кодекс, затрагивающих деятельность банков. В частности, в главу «Банковский счет» предлагается внести шесть параграфов об отдельных банковских счетах, оформляемых как на физических, так и на юридических лиц. До сих пор в ней фигурировали лишь корреспондентские счета и «другие счета банков», виды которых устанавливает инструкция ЦБ.
Законопроект предлагает дополнить существующую систему банковских счетов. Так, поправки предусматривают создание счетов, позволят на техническом уровне гарантировать исполнение денежных обязательств сторонам сделок. Гарантия такого счета работает за счет того, что средства, зачисленные на него какой-либо из сторон, не могут быть списаны до совершения сделки. «Этот вид счета может использоваться вместо банковских сейфов, в частности, при сделках с недвижимостью, — указывает юрист компании «Пепеляев Групп» Лидия Горшкова. — Кроме того, до сих пор крупные международные сделки по слияниям и поглощениям проводятся с использованием аккредитивов, что не всегда удобно, так как не предусматривает блокировку средств на счете до определенного момента». «Эскроу-счет исключит ситуацию, когда одна сторона сделки, зачислив средства на счет, досрочно вернет их себе. Сейчас банк не имеет права блокировать списание, за исключением случая ареста средств на счете», — указывает заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников.
Другое нововведение, предложенное в проекте, — это публичный депозитный счет, который смогут открывать государственные органы, в частности для расчетов нотариусов и судебных приставов со сторонами судебных процессов. Сейчас такие расчеты проводятся через специальные депозитные счета судов. «Средства на публичном депозитном счете не будут включаться в конкурсную массу при банкротстве кредитной организации», — указывает госпожа Горшкова. «Лицу, внесшему средства на этот счет, не придется ждать распоряжения владельца счета — суда или службы судебных приставов — на возврат неиспользованных в ходе судебного разбирательства средств», — поясняет юрист компании «Яковлев и партнеры» Елена Кравцова еще одно преимущество предлагаемого законопроектом порядка проведения расчетов.
Наибольшее количество вопросов из семи отдельных видов счетов у экспертов вызвал совместный счет, который открывается сразу на нескольких лиц — равноправных владельцев средств. В законопроекте говорится, что «по договору совместного счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие двум или нескольким клиентам (владельцам счета) денежные средства, выполнять распоряжения каждого из клиентов о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету». Сейчас доступ к одному счету несколько лиц могут иметь или на основании доверенности от владельца счета, или через систему дистанционного банковского обслуживания (ДБО), однако формально средства всегда принадлежат одному лицу — владельцу счета. Законопроект предусматривает удостоверение прав распоряжения средствами как по уникальным, так и по единому для всех совладельцев паролю доступа. В результате с идентификацией владельца, совершившего операцию по счету в электронной форме, могут возникнуть проблемы, предупреждают юристы. «Если доступ к системе ДБО будет сразу у нескольких независимых лиц, выяснить, какой конкретно владелец счета провел платеж, будет крайне затруднительно», — констатирует Елена Кравцова. «Электронные платежи действительно не идентифицируют конкретное лицо, — подтверждает зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. — В случае принятия поправок электронные платежные системы и автоматизированные банковские системы (АБС) придется дорабатывать». «Изменение видов банковских счетов предполагает внесение изменений в действующий план счетов Банка России, в соответствии с которым банки впоследствии будут реформировать свои АБС. А затем банкам на приведение своих систем в соответствие с требованиями обновленного ГК может потребоваться в среднем полтора-два месяца и 30—50 тыс. долларов», — считает господин Мельников.
С принятием законопроекта в существующей форме потребуется изменить и налоговое законодательство, которое на данный момент не предусматривает возможности «совместного» налогообложения, говорит юрист адвокатского бюро «Прайм Эдвайс Санкт-Петербург» Иван Белов.