Райффайзенбанк, который в начале минувшей недели провел детальный анализ отчетности Сбербанка за январь 2012 года для выявления его роли в формировании проблем с ликвидностью в банковской системе, изучил вышедшую позже на прошлой неделе январскую бухгалтерскую отчетность других крупнейших банков РФ. Как напомнили в «Райффайзене», изначально его эксперты исходили из предположения, что основной спрос на инструменты рефинансирования концентрируется в нескольких крупных банках, в то время как большинство участников рынка свои проблемы с фондированием уже решили. Из расчетов аналитиков следовало, что на 1 февраля 2012 года на долю Сбербанка приходилось около 80% трехмесячного РЕПО с ЦБ РФ и практически половина всех кредитов под обеспечение активами. Основным источником неопределенности оставалось то, какие еще банки демонстрировали активный спрос на средства регуляторов.
Изучив отчетность других крупных банков, исследователи пришли к заключению, что по степени участия в кредитах под залог нерыночных активов ВТБ практически не уступает Сбербанку: на 1 февраля его доля составляет 38%, то есть 214 млрд рублей из 558 млрд (для сравнения: у Сбербанка 42% — 237 млрд), еще 5% (30 млрд рублей) приходится на Газпромбанк. «Таким образом, как мы и предполагали, практически все кредиты под обеспечение нерыночными активами (а именно — 86%) предоставлены только трем крупнейшим банкам», — пишут эксперты.
«В то же время подавляющая часть длинного РЕПО с ЦБ (в основном на три месяца) на 1 февраля 2012 года приходится на долю Сбербанка — около 80% (251 млрд рублей из 320 млрд). Недельные операции мы не берем в расчет, так как 90% этих средств находилось у Банка Москвы (172 млрд из 194 млрд рублей), и 1 февраля 2012 года она (задолженность. — Прим. ред.) была практически полностью погашена», — указывают в Райффайзенбанке.
Там отмечают, что «участие ВТБ и Газпромбанка в РЕПО с ЦБ не прослеживается, зато эти банки привлекали средства у Минфина». «На 1 февраля 2012 года, согласно нашим расчетам, доля ВТБ в депозитах Минфина (267 млрд рублей) достигала 72% (192 млрд), еще 19% в сумме у ЮниКредит Банка (33 млрд), Альфа-Банка (13 млрд) и «Русского Стандарта» (4 млрд рублей), в то время как Газпромбанк к этому моменту все депозиты погасил», — приводят статистику аналитики «Райффайзена», делая вывод, что «получателями 91% средств Минфина фактически стали только четыре банка, что полностью согласуется с более ранними предположениями».
«Главным выводом из нашего исследования служит подтверждение гипотезы о том, что спрос на инструменты рефинансирования предъявляют всего несколько крупных банков, оттого возможность возникновения нового дефицита ликвидности будет во многом определяться проблемами и степенью потребности в дополнительном фондировании со стороны узкого круга определенных банков», — подчеркивается в сообщении Райффайзенбанка.
«Мы полагаем, что наблюдаемое улучшение ситуации с ликвидностью имеет временный характер, поскольку в большей степени обусловлено активизацией госрасходов по мере приближения к президентскими выборам 4 марта. Нельзя исключать, что по их окончании интенсивность притока бюджетных средств, то есть поступлений в платежную систему, может резко ослабеть (если только не произошли структурные изменения в бюджетной системе), что будет сопровождаться сужением запаса средств в банковском секторе и ростом спроса на инструменты ЦБ», — предупреждают аналитики.
Они предполагают, что наибольшей популярностью в такой ситуации по-прежнему будет пользоваться недельное и, в большей степени, трехмесячное РЕПО с ЦБ, в то время как недостаток длинного фондирования будет по-прежнему ощущаться и отчасти компенсироваться более дорогими, но длинными по срочности кредитами под обеспечение нерыночными активами.
Эксперты Райффайзенбанка также прокомментировали недавние заявления представителей ВТБ, говоривших о необходимости беззалогового кредитования со стороны регуляторов. Оно не требует обеспечения, поэтому позволило бы избежать использования портфеля ценных бумаг для привлечения нового фондирования, хотя и обошлось бы банкам гораздо дороже других инструментов ЦБ, указывают аналитики. Для сравнения, РЕПО с ЦБ в зависимости от срока стоит минимум 5,25% и 6,75%, фиксированное РЕПО — минимум 6,25%, кредиты под обеспечение нерыночными активами — 6,75% при сроке до трех месяцев, 7,25% при сроке от трех до шести месяцев, тогда как беззалоговые кредиты в 2008—2010 годах стоили банкам более 9%, напоминают в Райффайзенбанке. «Использование этого инструмента позволило бы и удлинить срочность фондирования, так как такие кредиты могут быть выданы на срок до года. Однако подключение беззалогового кредитования пока маловероятно, поскольку признается ЦБ как антикризисный инструмент и используется им в последнюю очередь», — заключают эксперты.