Агентство по страхованию вкладов завершило оценку активов ООО «АМТ Банк», у которого летом прошлого года была отозвана лицензия, и получило печальные результаты. Выяснилось, что требования кредиторов этого банка, который возглавлял беглый казахстанский бизнесмен Мухтар Аблязов, можно удовлетворить не полностью, как предполагалось изначально, а максимум на 30%.
Как пояснила «Известиям» заместитель гендиректора АСВ Марина Зиновина, удовлетворение из конкурсной массы получат только кредиторы первой очереди — вкладчики, разместившие депозиты на сумму более 700 тыс. рублей, и само АСВ, которому по закону причитается компенсация страховых выплат. И то не на 100%. «В какой мере — пока сказать сложно, — отметила Зиновина. — В любом случае остальным кредиторам (второй и третьей очереди), увы, ничего не достанется, в том числе и Центробанку».
Как сообщалось ранее, вклады в АМТ держали около 33 тыс. человек. Общий объем выплаченного страхового возмещения от государства (по вкладам, не превышающим 700 тыс. рублей) составил 12,2 млрд рублей. Это стало крупнейшим страховым случаем в истории АСВ. Однако у 5,5 тыс. клиентов сумма размещенных в банке средств превышала застрахованный лимит.
По данным Зиновиной, требования кредиторов к АМТ составляют 31,9 млрд рублей. А «живые» активы, находящиеся сейчас на балансе банка, оцениваются лишь в 4,5 млрд. «Еще
В связи с этими обстоятельствами АСВ в апреле намерено подать в Арбитражный суд Москвы заявление о банкротстве АМТ, в отношении которого сейчас осуществляется процедура принудительной ликвидации. Предварительно АСВ, являющееся ликвидатором, созовет комитет кредиторов, где представит данные о реальном положении дел в АМТ на 21 июля 2011 года — момент отзыва у банка лицензии (она была отозвана, в частности, в связи с установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных).
«Действия агентства правомерны. По закону если ликвидатор установит, что имущества банка недостаточно для удовлетворения всех требований, он обязан направить в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации несостоятельной», — объяснила адвокат юридической компании «Юков, Хренов и Партнеры» Екатерина Малинина.
Дело в том, что именно ЦБ как один из кредиторов выбрал для АМТ такую процедуру, как ликвидация, посчитав, что у банка достаточно средств, чтобы расплатиться со всеми.
Кризисной осенью 2008 года «банк Аблязова» получил от ЦБ беззалоговый кредит в размере около 28 млрд рублей. В 2010-м заем был переоформлен в залоговый. Обеспечением послужили паи ЗПИФа, переданные в залог третьим лицом, а также права требования по кредитам, которые АМТ выдал своим клиентам. Эти займы были обеспечены землями в Домодедовском районе Подмосковья.
Но сам ЦБ, по данным Зиновиной, ни разу не проводил оценку активов АМТ. Регулятор основывался на оценке, которую сам АМТ заказал в аудиторской компании «Финэкспертиза».
«Мы провели инвентаризацию активов АМТ и заказали оценку в компании «Евроэксперт», — пояснила Зиновина. — В результате выяснилось, что не менее 70% активов банка связано с его бывшим собственником Мухтаром Аблязовым. По нашим расчетам, удастся вернуть не более 25—30% от балансовой стоимости активов».
Аблязову, который был председателем совета директоров АМТ Банка и также возглавлял казахстанский БТА Банк, по официальной информации, принадлежало 19,77% АМТ, а по неподтвержденной — более 50%. Самому БТА в АМТ принадлежало 22,26%.
Правоохранительные органы Казахстана обвиняют Аблязова в хищении средств в крупном размере. С 2009-го он проживает в Великобритании.
В России основной проблемный актив, связанный с беглым банкиром, — земельный массив в несколько тысяч гектаров в Домодедовском районе Подмосковья, которые уже прозвали «домодедовские земли».
По информации Зиновиной, этот массив «Евроэксперт» оценил в 3,8 млрд рублей — гораздо ниже, чем в свое время «Финэкспертиза» (20 млрд). Если верить «Евроэксперту», сотка данного участка стоит в среднем 50 тыс. рублей, а по данным «Финэкспертизы» — 10 тыс. долларов.
«Во-первых, земля — сельхозназначения, то есть не предназначенная для индивидуального жилищного строительства, без каких-либо коммуникаций и размежеваний, — говорит Зиновина. — Реализация проектов по возведению на этом участке логистического комплекса «Северное Домодедово» и города-спутника Константиново даже не начиналась. Продать ее в таком состоянии почти нереально».
Во-вторых, по словам Зиновиной, «домодедовские земли» — спорные. На них в 2010 году по решению суда, вынесенному по ходатайству Следственного комитета при МВД, был наложен арест. По версии следствия, эти участки по подложным документам были выведены
«Мы готовимся к длительной тяжбе с БТА с целью снять с «домодедовских земель» арест и попытаться их все-таки продать, выставив на торги. Но, похоже, у казахской стороны тоже есть серьезные шансы на победу, — отмечает Зиновина. — Следствие доказало, что расторжение договоров залога земель по кредитам БТА было незаконным, поэтому последующее ее предоставление в залог по кредитам АМТ может быть признано недействительным. В таком случае мы лишаемся актива».
Есть еще ряд связанных с Аблязовым проектов, которые финансировал АМТ. По сведениям замгендиректора АСВ, это недострой в московском международном деловом центре «Москва-Сити» и участок под торгцентр на площади Павелецкого вокзала.
«Не представляю, кто возьмет на себя риск купить права требования по кредитам, выданным на реализацию этих замороженных проектов. К тому же БТА претендует и на них», — пессимистична Зиновина.
Мухтар Аблязов на запрос «Известий» не ответил.
Комментарии
вот совсем по-простому - если у человека был депозит, например, 500 тысяч, - он что, ничего не получит теперь ?
И то вон заголовок какой...
Скорее - "Пронесло!"
(Тебя бы так пронесло! - подумал Штирлиц)Этот пример очень наглядно демонстрирует, что в случае неожиданного и резкого отъема лицензии у банка шансы получить свои вклады есть почти всегда!