Ульяновский ПВ-Банк прекратил проведение платежей всех уровней, в частности в бюджет, а также перестал выдавать средства с клиентских счетов и вкладов физических лиц. Как пишет «Коммерсант», об этом свидетельствуют многочисленные сообщения его клиентов на различных банковских форумах и в Twitter. Так как ПВ-Банк играет заметную роль в своем регионе, кризисная ситуация в нем даже обсуждалась 7 апреля на расширенном совещании у губернатора Ульяновской области Сергея Морозова. По словам вице-премьера ульяновского областного правительства Татьяны Дейкун, жалобы клиентов ПВ-Банка в адрес областного правительства стали поступать в первых числах апреля, в частности, с жалобами на непроведение банком платежей при наличии средств на счете обратилось «Ульяновскэнерго».
«Приостановка всех платежей, в том числе и в бюджет, говорит о том, что у банка крайне серьезные проблемы с ликвидностью, которые вряд ли можно решить без вмешательства ЦБ», — указывает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. «С проблемами ПВ-Банк столкнулся после введения в декабре прошлого года предписания на ограничение работы с вкладами физических лиц, что спровоцировало отток ликвидности в банке», — отмечает источник «Коммерсанта», знакомый с ситуацией в кредитной организации.
Проблемы с качеством активов ПВ-Банка вскрылись после смены его собственников, указывает собеседник издания. В июле в ПВ-Банке полностью сменился состав акционеров. Бывший сенатор от Калмыкии Игорь Провкин, получивший четыре года условно (обвинялся по делам об изнасиловании. — Прим. ред.), продал принадлежащие ему акции ПВ-Банка. Новыми собственниками банка, владеющими по 16,33% акций, стали шесть физических лиц, немногим более чем 2% акций банка владеет жена Игоря Провкина Светлана. Ряд новых акционеров ПВ-Банка уже имели негативный опыт работы в банковской сфере. Так, Михаил Сурков занимал пост председателя совета директоров в Межрегиональном Инвестиционном Банке, в 2009 году оставшемся без лицензии, там же работал и другой акционер ПВ-Банка Игорь Кругляков. Еще более богатый негативный опыт имеет Геннадий Мещеряков — экс-предправления Связь-Банка, на санацию которого было потрачено более 140 млрд рублей.
С приходом новых собственников состояние ПВ-Банка ухудшилось. На 1 июля 2011 года, по данным ЦБ, чистый убыток ПВ-Банка составлял 53,8 млн рублей, на конец года — уже 104,4 млн.
Впрочем, новые акционеры ссылаются на финансовые проблемы, созданные их предшественниками. «Мы приобрели банк в крайне тяжелом положении, объем некачественных активов значительно превышал заявленный, учитывая значимую роль банка в области, мы совместно с другими акционерами делали все для его спасения, однако предписание ЦБ на ограничение работы с вкладами стало для банка слишком тяжелым ударом», — говорит Мещеряков. По его словам, в капитал банка планируется привлечь до 1 млрд рублей.
«Репутационные риски при вхождении в состав акционеров банкиров, работавших в санированных или утративших лицензию банках, велики, и это могло оказать определенное влияние на положение банка, — говорит глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. — Однако, думаю, причиной бедственного положения ПВ-Банка в первую очередь стал ранее накопленный груз проблем». Геннадий Мещеряков в свою очередь указывает, что покинул Связь-Банк за восемь месяцев до наступления в нем проблем и «не имел к ним отношения».