Банк России на этой неделе сообщил о привлечении к административной ответственности восьми банков и одного банкира за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях («Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
В частности, 14 мая регулятор в разделе инсайдерской информации сообщил о привлечении к административной ответственности по данной статье КоАП Сбербанка и Дальневосточного Банка (решениями от 5 и 13 мая соответственно); 15 мая — Яринтербанка (решением от 14 мая); 16 мая — банка «Уралфинанс» (решением от 14 мая) и Национального Резервного Банка (решением от 15 мая), а также председателя правления Тихоокеанского Внешторгбанка Александра Резаева (решением от 14 мая); наконец, в пятницу, 18 мая, ЦБ сообщил о новых случаях привлечения к административной ответственности Национального Резервного Банка и Сбербанка (решениями от 13 и 14 мая соответственно), а также об аналогичных действиях в отношении банка «Петрокоммерц» (решением от 10 мая), Уральского Трастового Банка (решением от 14 мая) и банка «Международный Финансовый Клуб» (решением от 16 мая).
Причины принятых решений Банк России в своих сообщениях не раскрывает.
Как сообщали СМИ, в соответствии с поправками в КоАП, действующими с начала 2011 года, ЦБ должен штрафовать банки за нарушение «антиотмывочного» закона. До этого регулятор лишь имел на это право, но не был обязан применять санкции в каждом случае, напоминал, в частности, «Маркер». При этом новые нормы закона об инсайде, вступившие в силу осенью прошлого года, предписывают ЦБ публично раскрывать информацию об этих санкциях. Газета в конце марта писала, что Сбербанк, часто фигурирующий в таких сообщениях, планировал оспорить раскрытие регулятором этой информации.
В свою очередь зампред Банка России — глава юридического департамента ЦБ Сергей Голубев говорил в интервью газете «Известия» в начале марта, что регулятор готов пойти навстречу банкам, в частности «Сберу», и кратко указывать в своих сообщениях также и причину административного наказания, чтобы инвесторы не преувеличивали проблем банка и не реагировали на упоминание «антиотмывочного» закона там, где речь идет о нарушении требований к организации внутреннего контроля, порядка передачи данных в Росфинмониторинг и т. п.