Объем рынка проблемных долгов в РФ сегодня оценивается в 1 трлн рублей. И он постепенно увеличивается — в этом году может вырасти на 30%. Ситуацию с проблемными кредитами обсуждали участники организованного подразделением Всемирного банка круглого стола, о котором отчиталась «Российская газета».
По данным Центробанка, доля проблемных кредитов составляет 5%. Международные наблюдатели говорят о цифре в два раза большей, правда, считают этот объем «вполне нормальным средним уровнем». Но и запускать ситуацию не советуют.
С этим мнением согласен президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. Он опасается, что кризис может продолжаться еще неопределенное время, поэтому с проблемными долгами и активами, которые тяжким грузом висят на банковском балансе, надо работать.
Если говорить о физических лицах, то очень важно принимать во внимание тип заемщика, его социальный статус, нацеленность на контакт, наличие других активов, платежную дисциплину в целом, заметил представитель международной аудиторской компании Дмитрий Ануфриев.
Для юрлиц основной фокус — возможность договориться и реструктурировать долги, понимая долгосрочные перспективы бизнеса.
Для воплощения в жизнь этих тактик, по мнению экспертов, необходимы, во-первых, изменения в менталитете банкиров, многие из которых сегодня предпочитают не избавляться от такого груза в надежде на то, что проблема «рассосется сама собой». Во-вторых — в их информировании о том, как работать с «плохими» активами. К тому же, как считает Аксаков, надо принимать весь комплекс законов, связанных с урегулированием взаимоотношений между кредиторами и заемщиками.
«Закон о коллекторской деятельности, потребительском кредитовании, банкротстве физических лиц — все это пока только рассматривается, в законодательстве не прописаны нормы залога недвижимого имущества, что приводит к двойным и даже тройным залогам», — посетовал он.
Есть проблемы в судебной практике, связанные с длительной процедурой наложения взыскания, за время которой предмет залога, находящийся у банка, может потерять в цене или банально исчезнуть.
Аксаков также отметил, что ЦБ своими нормативами подталкивает банки к освобождению от кредитной задолженности, но не всегда, по его мнению, делает это обоснованно. «Сегодня избавление от непрофильных активов, находящихся в залоге, — это только потеря денег для банка, так как продать их в нынешней ситуации можно только дешево», — резюмировал он.
По мнению экспертов, такие активы надо продавать или передавать в управление профессиональным организациям, так или иначе аффилированным с банком, — тогда они приносили бы доход. Расчистка позволит банкам вернуться к финансированию жизнеспособных предприятий, что, в свою очередь, даст толчок экономическому росту. Кроме того, кредитные организации будут лучше выглядеть в глазах иностранных инвесторов, что будет способствовать снижению стоимости привлечения ресурсов.