Две трети россиян ничего не предпринимают, чтобы защититься от кризиса, причем более половины из них признаются, что им просто нечего спасать — средств для этого нет, таковы результаты опроса, проведенного исследовательским холдингом «Ромир».
Опубликованные ранее результаты опроса показали, что 56% россиян ожидают осенью вторую волну кризиса. Однако в целом население стало более спокойно относиться к возможным проявлениям экономической нестабильности.
В ходе опроса 77% респондентов заявили, что ничего не предпринимают, чтобы защититься от кризиса и его последствий. Половина из них мотивирует это тем, что у них нет средств. Среди респондентов с низким уровнем заявленного дохода доля таких ответов в полтора раза выше, чем среди высоко обеспеченных.
Третья часть тех, кто не готовится к кризису, мотивирует это тем, что «еще рано что-либо предпринимать». Среди граждан со средним уровнем дохода такую позицию заняли в два раза больше опрошенных, чем среди тех, у кого низкие доходы.
Только 23% опрошенных заявили, что они уже предпринимают какие-то действия, чтобы к подготовиться к кризису. Три основных способа, практикуемые россиянами, это сбережения, в том числе в иностранной валюте (9%), покупка продуктов впрок (5%) и «инвестиции» в дорогостоящие товары длительного пользования (5%).
Покупка валюты наиболее популярна у граждан с высоким уровнем семейного дохода, жителей Северо-Запада и Уральского ФО, отмечают в «Ромир».
«Продуктами в большей степени запасаются на селе и в Сибири. А дорогими товарами — граждане 25—35 лет, многие из которых, очевидно, находятся в ситуации обустройства своего первого, независимого от родителей жилья», — говорится в исследовании.
Тем 77% россиян, которые к кризису не готовятся по тем или иным причинам, был также задан гипотетический вопрос о том, будут ли они
В пересчете на все население России эта цифра составляет почти 25%: то есть каждый четвертый россиянин, даже если грянет кризис, ничего не собирается предпринимать, чтобы ему противостоять, отмечают в «Ромир». Доля «отказников» в Южном ФО (44%) в два раза выше, чем на Урале и в Поволжье (по 22%).
Четверть (24%) респондентов, отвечавших на этот вопрос, постараются сократить свои повседневные расходы. На Урале, в СЗФО и в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей так собираются поступить по 34% опрошенных.
В опросе по национальной репрезентативной выборке приняли участие 1,5 тыс. респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающие как в городах, так и в сельской местности во всех восьми федеральных округах.