Российский бюджет на ближайшую трехлетку останется социальным, при этом он отвечает и другой задаче — созданию условий для инвестиций в страну. В этом заверил депутатов глава Минфина Антон Силуанов, выступая на пленарном заседании Госдумы, где в пятницу началось первое чтение проекта федерального бюджета на 2013—2015 годы.
«Бюджет, на наш взгляд, отвечает требованиям сегодняшнего дня, отвечает интересам российской экономики, отвечает интересам тех, кто хочет вкладываться в Россию, оставлять здесь свои средства», — сказал министр финансов.
Вместе с тем российские власти продолжают попытки снять бюджет с «нефтяной иглы».
«Сбалансированность федерального бюджета достигается при цене на нефть в 2012 году в 111,2 доллара за баррель, в 2013 году — 105,1 доллара за баррель с последующим снижением к 2015 году», — отметил Силуанов. Он напомнил, что до кризиса сбалансированность бюджета достигалась при цене на нефть в 25—30 долларов за баррель.
«То есть сегодня мы в большей степени зависим от доходов, получаемых от нефти и газа, поэтому снижение зависимости от таких доходов — это наш основной приоритет в макроэкономической политике», — сказал Силуанов, добавив, что
Цена на нефть, заложенная в макроэкономическом прогнозе на 2013, 2014, 2015 годы, составляет 97, 101 и 104 доллара за баррель соответственно. При использовании бюджетного правила цена на нефть, заложенная в расчете доходов и расходов бюджета, учтена в размере 91, 92 и 93 доллара за баррель соответственно.
Однако предпринимаются усилия, чтобы из этой зоны риска выйти. В частности, министр финансов отметил, что страны Европы идут на бюджетную консолидацию
В свою очередь глава Счетной палаты Сергей Степашин высказал мнение, что «нефтяную иглу» не стоит рассматривать исключительно как негативное явление. «Мы все время себя пугаем и говорим: нефтяная игла, нефтяная игла, сидим на нефтяной игле, нефть — это плохо. Но кто сказал, что нефть, газ природные ресурсы, которые нам дал Создатель и природа, — это плохо?» — рассуждает Степашин. По его словам, вопрос в том, чтобы эффективно использовать эти ресурсы. «Давайте поучимся у стран Ближнего Востока и у нашего северного соседа Норвегии, и тогда все будет хорошо», — отметил глава Счетной палаты.
Одной из важнейших задач на ближайшие три года министр финансов России назвал необходимость формировать «подушку безопасности» на случай ухудшения макроэкономической ситуации.
«Сегодня совокупный объем Фонда национального благосостояния и Резервного фонда составляет около 7% (ВВП). Напомню, что до кризиса этот показатель составлял 16%, и в период кризиса мы сократили объем наших резервных фондов до 6—7%», — сказал Силуанов. Он отметил, что в других странах, обладающих нефтяными ресурсами, совершенно другой порядок объемов резервных фондов. Так, по его словам, фонд Норвегии, в котором аккумулируются ресурсы от нефти, составляет 130% ВВП страны, в ОАЭ — 162% ВВП, в Саудовской Аравии — 80%.
«Конечно, мы не сторонники того, чтобы бесконечно наполнять этот фонд, мы предлагаем обсудить вопрос о том уровне, сверх которого средства, получаемые от нефти и газа, могли бы направляться на инфраструктурные проекты», — сказал он. Силуанов пояснил, что речь идет о поправках в Бюджетный кодекс, которые могут быть приняты в ближайшее время.
Минфин настаивает на том, чтобы лимит объема Резервного фонда был на уровне 7% ВВП. Сверх этого лимита 50% средств могут направляться в ФНБ, 50% — на инфраструктурные проекты. Законопроект о данном лимите уже внесен в Госдуму.
Силуанов подчеркнул, что приоритетом остается выполнение обязательств перед гражданами плюс повышение заработной платы. Он привел ряд цифр по ассигнованиям на социальную сферу. Так, значительные средства будут направлены на обеспечение высокотехнологичной медицинской помощью, развитие медицинской науки (в частности, будет начата новая программа «Развитие ядерной медицины»), на поддержку ведущих вузов, повышение зарплат в сфере культуры, господдержку кинематографии и т. д.
Также запланированы серьезные вложения в инфраструктуру: дорожное строительство, проекты по линии РЖД, строительство и реконструкцию аэропортов, строительство атомных ледоколов и другие проекты.
Кроме того, в бюджет заложена поддержка регионам — специальные дотации на сбалансированность по 100 млрд рублей ежегодно, бюджетные кредиты — 75 млрд. «Это предусматривается по инициативе депутатов, чтобы реструктурировать часть бюджетных кредитов, с тем чтобы снизить долговую нагрузку на субъекты», — пояснил Силуанов.