Обвинения правительства Гайдара в том, что оно заморозило вклады граждан в Сбербанке, основано на незнании истории, считают эксперты из Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА).
Вряд ли многие вспомнят, что 27 февраля 1992 года президент России Борис Ельцин подписал указ № 196 «О снятии ограничений на использование средств населения на специальных счетах в Сберегательном банке Российской Федерации». По сути, речь шла о размораживании советских вкладов. Зато все прекрасно помнят, что «сбережения граждан, накопленные за предшествующие годы и десятилетия, в том числе и бабушкины похоронные, тогда были фактически уничтожены».
Формирование огромных сбережений граждан в Сбербанке и их уничтожение при либерализации цен были производными одного явления — хронического дефицита товаров, характерного для социализма. Вклады населения не были обеспечены товарными запасами: на эти деньги просто ничего нельзя было купить.
Либерализация цен в начале 1992 года сняла «инфляционный навес» в российской экономике. Именно тогда, вопреки общераспространенному мнению о реформаторах, Борис Ельцин разморозил компенсационные счета, остальные средства были разморожены еще советской властью. Решение правительства Гайдара о разморозке вкладов при отсутствии какой-либо компенсации за инфляцию было самым рыночным, самым щадящим по отношению к накоплениям из вариантов, не предполагающих экономический коллапс, и самым жестким с точки зрения обуздания инфляции из политически возможных альтернатив.
Проанализировав альтернативные варианты действий правительства, эксперты АНЦЭА пришли к выводу: утверждение, что Гайдар легализовал уничтожение частных вкладов, отказавшись от компенсаций, — либо намеренная ложь, либо глупость.
Правительство Гайдара не легализовало уничтожение собственности, а только либерализовало цены, после чего не Гайдар, а сам рынок показал, чего стоят накопления советских граждан: они стоили ровно столько, сколько можно купить на социалистические иллюзии. Гайдар и Ельцин не отказались от компенсаций, напротив, они открыли гражданам доступ к компенсационным счетам, в котором людям ранее было отказано советским руководством, на срок три года.
Ни в одной стране мира у государства нет обязательств по сохранению реальной стоимости вкладов населения в банках, такого рода гарантии в рыночной экономике невозможны. По сути, Гайдар несправедливо расплатился своей репутацией за то, что позднесоветское руководство так и не решилось осуществить либерализацию цен, постоянно создавало иллюзии у граждан, что у них есть огромные накопления, а на самом деле проело даже то немногое, что эти накопления стоили.