Как заявил сегодня представитель ФСФР, закон об инсайдерской информации требует доработки и будет корректироваться. 29 декабря 2012 года на сайте ФСФР были опубликованы проекты новых редакций положений закона. 30 июля 2012 года вступит в силу четвертая часть этого закона, устанавливающая уголовную ответственность за нарушения. Какой эффект закон оказывает на финансовый рынок сейчас и как будет обстоять ситуация при его полном вступлении, узнавала у экспертов корреспондент портала Банки.ру.
Раскрытие инсайдерских преступлений — редкость не только для России, но и для США, отличающихся высокотехнологичным подходом в этом деле, говорит начальник управления инвестиций компании «Солид-менеджмент» Сергей Захаров.
Доказать факт незаконного использования инсайдерской информации крайне сложно, утверждает вице-президент НП «НПС», председатель комитета по ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Александр Наумов. «ФСФР сейчас имеет достаточно эффективные инструменты для выявления манипулирования рынком, но раскрытие преступлений зависит не только от действия ФСФР, но и правоохранительных органов. Сейчас же ФСФР не обладает возможностью заниматься оперативно-разыскной деятельностью», — объясняет Наумов.
Возможно, ситуация изменится, если созданному на базе Банка России мегарегулятору дадут некоторые полномочия по проведению ОРД, считает эксперт. «Возможно и иное решение, например создание соответствующего организационного бюро, которому поручат расследования таких преступлений в финансовой сфере. В любом случае пока рано говорить об эффективности созданной системы противодействия инсайду и манипулированию, пока не будет реальных уголовных дел», — убежден Наумов.
Главными виновниками распространения действительно важной информации являются обычно не акционеры, а топ-менеджеры, адвокаты, консультанты, аудиторы, отмечает трейдер управления инвестиционных операций АКБ «Ланта Банк» Наиль Шамсутдинов. «Выявление нарушителей в этой среде — это та область, где у нас имеются недоработки. То есть сложность, как часто бывает в России, не в неправильности существующих законов, а в претворении их в жизнь», — говорит он.
«Как только закон начнет работать и появятся новые административные дела, активность использования инсайдерской информации упадет в разы. Кроме того, нужна определенная политическая воля, чтобы даже хорошо прописанный закон начал работать», — предсказывает аналитик банка Nordea Дмитрий Савченко.
«Банковское сообщество в большинстве желает, чтобы этот закон наконец работал в полную мощь и нарушители его действительно привлекались к ответственности. Пока что этого не происходит