Типографский бизнес семьи Лущеко из Брянска пошел под откос после того, как предприниматели попытались реструктурировать кредит в региональном отделении Ланта-Банка. После кризиса 2008 года заемщики попросили кредитную организацию пересмотреть условия договора. Банк навстречу пошел, однако затем начал «свою игру», которая закончилась для предпринимателей тюрьмой, а для бизнеса — ликвидацией, пишет «РБК daily».
Отец и сын Лущеко открыли типографию в Брянске в начале 2000-х годов. В 2008-м предприниматели заключили кредитный договор под залог
оборудования с орловским филиалом Ланта-Банка на общую сумму 4 млн рублей. Однако с началом кризиса предприниматели обратились банк с просьбой изменить график платежей. Тот на новые условия согласился и внес изменения в договор.
Хотя кредит по новым условиям погашался своевременно, банк обратился в городской суд с просьбой о досрочном взыскании суммы. При этом в качестве основания банк использовал первую (недействующую) редакцию договора (действовала до кризиса).
Суд поддержал позицию банка. Кроме того, в конце 2009 года в отношении Лущеко-младшего было возбуждено уголовное дело по статье «Незаконное получение кредита». Спустя еще несколько месяцев суд вынес второе решение о досрочном взыскании долга. В суд банк представил дополнительные соглашения об увеличении процентной ставки до 25% по действующим договорам. «Экспертиза показала, что моя подпись и подпись мужа были выполнены другим лицом», — поясняет жена предпринимателя Галина Лущеко.
Еще спустя год суд признал предпринимателей виновными по статье «Мошенничество», посчитав, что имущество, использованное в качестве залога, собственностью бизнесменов не являлось. Ссылался суд на показания главного бухгалтера, которая ранее была осуждена по 35 эпизодам хищения из типографии Лущеко.
На данный момент судебные приставы изъяли технику, в свою собственность банк также переоформил дачный участок и гараж. Сами бизнесмены до сих пор находятся в тюрьме.
Управляющая Ланта-Банком Галина Скалдина сообщила РБК daily, что заемщик в качестве залога предоставил оборудование, находящееся в лизинге по договору с другим банком. Кроме того, Скалдина не подтвердила факты поддельных подписей, а увеличение процентных ставок объяснила возросшими после кризиса ставками ЦБ. «У нас не было задачи их (Лущеко. — Прим. РБК daily) посадить. Мы хотим, чтобы они исполнили свои обязательства», — пояснила управляющая орловским отделением Ланта-Банка.