Вариант создания внутреннего российского офшора на базе Международного Инвестиционного Банка (МИБ) обсуждался в правительстве последние два месяца, но Минфину эта идея не понравилась. Эксперты сообщили свое мнение по поводу этой инициативы и создания внутреннего офшора в России порталу Банки.ру.
Так, заместитель руководителя дирекции по финансовым рынкам и банкам Аналитического центра при правительстве РФ Ирина Ларионова полагает, что «суть проблемы гораздо шире, поскольку создаются двойные стандарты в пределах одной юрисдикции, появление офшорной зоны в таком формате не решит проблемы оттока капитала», «мнение Министерства финансов Российской Федерации заслуживает поддержки».
Аналитик ГК FOREX CLUB Иван Клюев отметил плюсы и минусы создания такой зоны для государства. К числу плюсов аналитик отнес «в первую очередь повышение привлекательности данного региона с точки зрения ведения бизнеса, которая обусловлена традиционными для офшорных зон льготными условиями по налогообложению, порядку регистрации компаний, требованиями, выдвигаемыми со стороны государства к резидентам таких зон, и тому подобным».
«Рост привлекательности ведет к увеличению числа компаний, которые регистрируются в данной зоне», — пояснил эксперт. «Это способствует увеличению притока капитала, числа рабочих мест и тому подобному. Кроме того, создание офшорной зоны требует разработки определенных нормативно-правовых актов, формирования инфраструктуры для ведения бизнеса, что также повышает привлекательность этой зоны для различных компаний и, соответственно, позитивно влияет на экономику страны в целом», — указал эксперт.
Не остались без внимания аналитика и негативные последствия создания офшора. «Формирование офшорной зоны на территории страны может привести к некоторому сокращению налоговых поступлений в экономику в целом. В частности, резиденты страны, не ведущие экономической деятельности на ее территории, могут предпочесть зарегистрироваться в регионе с меньшей налоговой нагрузкой», — заметил эксперт. «Широко известно, что офшоры могут использоваться для ухода от налогов, незаконного вывода капитала из экономики других стран и аналогичных противозаконных действий, — добавил он. — Если нормативно-правовая база офшорной зоны не будет в состоянии противостоять таким действиям, то это может негативно повлиять на имидж страны в целом».
При этом перспективу создания внутреннего офшора в стране он оценивает как «позитивное начинание, которое может способствовать повышению уровня России в мировых рейтингах, оценивающих привлекательность экономики для ведения бизнеса». «Однако, учитывая текущее состояние российского законодательства, бизнес-инфраструктуры и бизнес-климат в целом, можно предположить, что формирование необходимых институтов и создание такой зоны займут достаточно длительное время», — заметил эксперт. «При этом положительное влияние на процесс создания офшорной зоны могут оказать либерализация нормативно-правовой базы, а также конкретное политическое решение руководства страны», — добавил аналитик. Сформировать офшор на базе МИБа, на его взгляд, весьма сложно.
Менеджер отдела торговых операций инвестиционной компании Concern General Invest Геворк Геворкян считает, что создать полноценный офшор на базе МИБа не получится, потому что «офшор — это все-таки отдельная юрисдикция, а не банк», а МИБ — институт, находящийся внутри страны. И «российские бизнесмены понимают, что каким бы статусом ни обладал МИБ, в любом случае российское правительство сможет получить сведения по счетам». Стремление властей вернуть деньги в страну понятно, как офшорный вариант Дальний Восток, по мнению эксперта, является наиболее привлекательным вариантом, во-первых, за счет своего соседства с Азией, а во-вторых, за счет своего удобного расположения у моря.
Управляющий партнер юридической фирмы «JBI Эксперт» Ольга Проскурина также считает, что идея создания офшорной зоны в нашей стране на базе МИБа далека от реальности. «Офшорными структурами пользуются и для сохранения конфиденциальности, а не только для сохранности капитала», — заметила эксперт. «Пока не будет в законодательстве определения и возможности, например, номинального сервиса, тяжело говорить о такой схеме работы и переводе «надежно» выведенных обратно средств в Россию. При этом МИБ будет поставлен в привилегированное положение по отношению к нашим банкам, а это, по мнению законодателей, недопустимо», — сказала Проскурина.
Такая позиция, по ее мнению, — следствие одобрения закона, вносящего изменения в федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О валютном регулировании и валютном контроле», запрещающего работу в РФ филиалов зарубежных банков.