В настоящее время эксперты обсуждают детали создания международного банка стран БРИКС и банка развития ШОС, однако пока их специфика окончательно непонятна. Об этом сказал заместитель министра финансов Дмитрий Панкин в ходе Российского банковского форума Института Адама Смита, передает корреспондент портала Банки.ру.
Идея создания банка БРИКС больше всего интересна Китаю, считает Панкин. По его словам, капитал банка будет составлять 100 млрд долларов. Однако, согласно подписанным документам, уставный капитал пока составит 50 млрд долларов, по 10 млрд с каждой страны. «Но у России их пока что нет», — говорит Панкин. Первый вопрос заключается в том, сколько реально будет составлять уставный капитал. Также непонятно, чем же этот банк будет заниматься. Пока это больше похоже на идеологическую конструкцию, в чем же будет специфика кредитной организации, неизвестно» — говорит Панкин.
«Что касается банка ШОС, инициаторы которого опять же китайцы, то мы принципиально сказали, что поддерживаем этот проект, однако у нас остается масса вопросов со спецификой банка», — подчеркнул Панкин.
«Если рассматривать международные банки, где мы работаем как основной акционер, то с этими банками больше проблем, чем эффекта. К примеру, Международный Инвестиционный Банк и Международный банк экономического сотрудничества ничем не отличаются по кредитному портфелю от коммерческих банков», — объясняет Панкин. По его словам, они финансируют проекты, однако с возвратом средств возникают проблемы. «Для нас серьезный вопрос, что с этим делать», — говорит Панкин.
«Кроме того, в 2005 году был создан новый Евразийский Банк с участием России и Казахстана. РФ тогда вложила 1 миллиард долларов, а Казахстан — пятьсот миллионов. Потом позже присоединились Белоруссия, Армения, Киргизия и Таджикистан. Задача банка состояла в том, чтобы работать с серьезными крупными инфраструктурными проектами в Средней Азии, способствующими интеграции. По опыту девяти лет работы могу сказать, что достичь существенного эффекта удалось затруднительно. В кредитном портфеле есть проблемные займы. Стоит серьезный вопрос о будущей стратегии, о возможном расширении участников», — сказал Панкин.
«У нас еще есть межгосударственный банк, участниками которого являются все страны бывшего СНГ. История этого банка — классический вариант того, как не надо работать Банку развития. Банк выдал два кредита и практически закончил свое существование как кредитный институт, так как эти кредиты невозвратные», — заключил Панкин.