Как пишет НСФР, нововведение существенно повышает риск субъективного суждения и создает угрозу расширенного толкования норм сотрудниками Центробанка при принятии решения об отзыве лицензий у кредитных организаций. Свой довод совет объясняет тем, что законопроектом предусматривается возможность отзыва лицензии в том числе за нарушения нормативных актов ЦБ.
«С учетом многочисленности и детальности нормативных актов Банка России столь масштабное расширение полномочий регулятора по отзыву лицензий существенно повысит риски принятия сотрудниками ЦБ субъективных решений о привлечении банков к ответственности, — говорит председатель НСФР Андрей Емелин. — В данном случае принятие ключевого для банка решения по сути будет ставиться в зависимость от толкования норм собственных актов ЦБ отдельными его сотрудниками, квалифицирующими те или иные действия как нарушение. Кроме того, согласно статистике Банка России, значительная часть нарушений «антиотмывочного» законодательства хотя формально и соответствует признакам правонарушений, но происходит в результате технических сбоев и может возникнуть по не зависящим от банка обстоятельствам. Отзыв лицензии за такие нарушения — неадекватная мера».
По словам Емелина, банковское сообщество уже несколько лет предлагает разделить нарушения «антиотмывочного» законодательства на действительно имеющие отношение к легализации (и наказывать за них по всей строгости закона) и технические (санкции за которые, если вообще их применять, должны быть соотносимы c серьезностью нарушения). Поэтому НСФР предлагает исключить из законопроекта право ЦБ отзывать у банков лицензии за нарушения нормативных актов регулятора.
В Минфине «Известиям» пояснили, что законопроект подготовлен по общей инициативе экономического блока правительства и в настоящее время дорабатывается. Представители Центробанка не стали комментировать проект. Банкиры высказались категорически против его принятия.
Комментарии
Предоставление чиновнику возможности принимать решение по собственному усмотрению в нашей стране всегда связано с огромным коррупционным риском. Коррупционная составляющая в законопроекте Минфина очевидна. На фоне того, что становится известно сегодня о случаях удивительной "близорукости" надзора, например, при выводе до 90% активов из банков, доверять таким функционерам принятие решений на основании мотивированных суждений - все равно что сыграть на все деньги со своего счета в рулетку.
Обычный контраргумент регулятора в этом случае - лицензии нужно отзывать как можно раньше. Это повторяется как мантра. Но мы не сектанты, внимающие словам мастера, поэтому мы задаем вопрос: ДЛЯ ЧЕГО нужно как можно раньше ее отзывать? И выясняется, что для сохранения в банке как можно большего объема активов. ОКей, какова статистика сохранения в банке активов, достаточных для удовлетворения хотя бы первой очереди кредиторов?
Думаю, не надо напоминать.
И такому умелому надзору Минфин хочет позволить мотивированное суждение?
Минфиновский законопроект еще больше повысит недоверие в банковской среде. И так в системе проблемы с ликвидностью - будет еще хуже. Таким образом, могут упасть и те банки, которые падать не собирались.
Любой слух о проверке в банке сможет стать причиной паники клиентов. Уже становится, а будет намного хуже. Закон о черном пиаре в отношении банков Дума отклонила - слухи будут распространять со спокойной совестью.
Пэтому как клиент я полностью поддерживаю позицию НСФР. Такой законопроект только ухудшит положение в банковской системе, при этом неся колоссальные коррупционные риски - его принимать нельзя!