По словам собеседников издания, одномоментное объединение всех четырех банков группы — задача труднореализуемая, лучше проводить этот процесс поэтапно, в качестве первого шага на пути консолидации рассматривается объединение Банка Москвы и ВТБ 24. В России в группу также входят головной ВТБ и специализирующийся на потребительском кредитовании в низкодоходном сегменте Лето Банк. В пресс-службе ВТБ не комментируют стратегию развития группы до ее принятия.
Банк Москвы и ВТБ 24 имеют наибольшее число точек пересечения, указывают собеседники газеты. Во-первых, пересечения по филиальной сети (у Банка Москвы, по данным ЦБ, 307 офисов, у ВТБ 24—1 043). Другие банки группы не обладают столь обширными сетями, а это один из основных источников затрат. Во-вторых, в обоих банках есть и розничный, и малый бизнес. Правда, на базе какого из банков будет происходить объединение, ВТБ еще предстоит определиться. Детальный анализ этого можно будет провести после принятия принципиального решения в стратегии и ее утверждения. «Очевидно, что руководство каждого из банков заинтересовано, чтобы именно на его базе шел процесс консолидации, — говорит собеседник «Коммерсанта», близкий к группе. — В процессе объединения будет проведена оптимизация кадров, и присоединяемый банк окажется в менее выигрышном положении в этом вопросе, кроме того, его бренд исчезнет».
Впрочем, объединение Банка Москвы с ВТБ 24 — не единственный вариант, который обсуждается в группе ВТБ. По словам одного из источников «Коммерсанта», речь идет и о выводе из Банка Москвы крупных корпоративных клиентов в головной банк группы — ВТБ, розницы — в ВТБ 24 и создании на базе Банка Москвы специализированного игрока по работе со средним бизнесом и муниципалитетами. Однако, по сведениям издания, эта идея не является приоритетной.
По мнению экспертов, идея создать единый банк ВТБ логична: консолидация позволит оптимизировать затраты за счет исключения дублирующих функций, даст более эффективное управление и более репрезентативную отчетность для инвесторов. Для группы ВТБ повышение эффективности бизнеса актуальна, считают они. С начала текущего года показатель соотношения расходов к доходам (cost to income) вырос по группе с 50% до 53% (отчетность за девять месяцев по МСФО). Это довольно много, отмечают аналитики, указывая, что у Сбербанка, например, этот показатель равен 44,8%. Согласно целевым ориентирам ВТБ рентабельность капитала группы должна держаться на уровне не менее 15%, а по итогам девяти месяцев 2013 года она равна 7,4%, то есть вдвое ниже желаемого уровня.
В любом случае окончательное решение может потребовать согласия регуляторов, ведь Банк Москвы, напоминает «Коммерсант», был санирован ВТБ в 2011 году при поддержке государства. На его спасение АСВ был выделен десятилетний кредит в 295 млрд рублей, а АСВ эти средства получило от ЦБ.
Комментарии
Если честно, жаль. Бренд Банка Москвы, я имею ввиду фирменный стиль красные кремлевские зубцы, название и т.д. мне очень нравится, очень узнаваемый, запоминающийся. Реклама конечно у них в последние годы Бородина была дурацкой, зайцы, лисы и т.д., а при ВТБ и вовсе безликой.
Для бизнеса собственников это конечно колоссальная экономия затрат. Ну а для сотрудников конкурентная борьба за выживание. Правильный ход и время для перевода клиентов в ВТБ-24 есть. Можно даже не тратится на процедуры объединения, а тупо один банк публично и открыто засушить в течении двух лет, чтобы не распугать клиентов.
Ужать Банк Москвы до зачаточного уровня и продать бренд с лицензиями и парой офисов.