Глава Связного Банка: «Сейчас мы расплачиваемся за ту эйфорию, которую мы и потребители ощущали в 2011–2012 годах»

Дата публикации: 29.11.2014 10:17
50 493
Время прочтения: 4 минуты
Источник
РБК

Связной Банк, входящий в группу компаний бизнесмена Максима Ноготкова «Связной», ожидает решения о своей дальнейшей судьбе из-за просчета основателя кредитной организации. По мнению председателя правления фининститута Евгения Давыдовича, сейчас банк «расплачивается за ту эйфорию, которую и мы, и потребители ощущали в 2011–2012 годах».

После начала работы Связной Банк рос «даже слишком хорошо», выдавая по 5 тыс. карточек в день (сегодня столько выдается в месяц), рассказал РБК один из бывших топ-менеджеров кредитной организации. За 2011 год портфель кредитных карт вырос практически с нуля до 13,8 млрд рублей. Активы банка на конец года составляли 38,1 млрд рублей.

«Мы размахнулись, потому что все выглядело очень радужно», – говорит Ноготков. Банк рос быстрее ожиданий, и менеджмент предположил, что такие темпы сохранятся на несколько лет. Именно поэтому Ноготков принял решение вложить в банковский проект «сильно больше», чем планировалось на старте. Общие инвестиции в развитие Связного Банка по бизнес-плану увеличились до 400 млн долларов. Первую прибыль банк, по словам Ноготкова, должен был получить в 2014 году. Двое его бывших менеджеров сообщили РБК, что по плану в ноль банк должен был выйти в 2012 году, а к 2014-му прибыль должна была вырасти до 6–8 млрд рублей.

По словам бывшего топ-менеджера «Связного», Ноготков хотел обогнать Сбербанк по темпам проста бизнеса. Но резкий рост кредитной организации не укрылся от внимания Банка России. Тогда регулятор опасался, что на рынке розничного кредитования надувается пузырь. Для начала Связной Банк получил несколько рекомендательных писем ЦБ с предложением ограничить темпы привлечения средств граждан. Но на эти сигналы никто не обратил внимания, вспоминает бывший топ-менеджер фининститута. В декабре 2012 года ЦБ перешел к активным действиям и выдал уже не рекомендацию, а предписание, ограничивающее рост депозитов до 1% в месяц.

Портфель кредитов Связного Банка физлицам на тот момент составлял 43 млрд рублей, резервы – всего 5,1 млрд. «Мы подбирались по резервам к 12%, и это уже было опасно, надо было тормозить», – говорит бывший менеджер банка. Действие предписания ЦБ закончилось через полгода, но к тому моменту «Связной» начал тормозить уже естественным путем.

Сам Ноготков объясняет развитие ситуации вокруг банка тем, что когда «Связной» стартовал, зарплаты людей росли на 12% год к году, а кредитная нагрузка была низкой. Но рост доходов граждан прекратился, а объем кредитов, которые они повесили на себя, стал угрожающим. «Розничные банки начало накрывать», – говорит Ноготков. Фининституту пришлось создавать дополнительные резервы под «плохие» долги. Растущие резервы начали догонять и Связной Банк. По итогам 2013 года они достигли 13,5 млрд рублей, и это было уже почти 30% от кредитного портфеля.

ЦБ добился, что у владельцев банков стало уходить вдвое больше денег на формирование капитала, констатирует Ноготков. Но претензий к регулятору у предпринимателя нет, ЦБ действовал правильно, считает бизнесмен.

По итогам 2013 года Связной Банк показал уже не прибыль, а убыток в 2,5 млрд рублей. В первом полугодии 2014 года банк потерял еще 3,8 млрд рублей.

«Сейчас мы расплачиваемся за ту эйфорию, которую и мы, и потребители ощущали в 2011–2012 годах», – признает председатель правления банка Давыдович.

Параллельно Ноготков запускал все новые проекты, каждый из которых должен был выстрелить в течение нескольких лет. Стартапы предпринимателя требовали все новых и новых ресурсов. К концу 2013 года предприниматель оказался «закредитован» не меньше, чем клиенты его банка, пишет РБК.

Когда деньги стали заканчиваться, а кредиторам нужно было возвращать долги, Ноготков решил продать часть бизнеса. С середины 2013 года он провел переговоры со всеми, для кого его активы могли представлять интерес. В числе потенциальных покупателей были Леонард Блаватник, ОНЭКСИМ Михаила Прохорова, АФК «Система» Владимира Евтушенкова и другие.

Ближе всех к сделке Ноготков подошел с ОНЭКСИМом – вместе они собирались развивать и сеть «Связной», и одноименный банк. Но переговоры развалились – подвела «макроэкономика, потом Крым», – считает Ноготков. И только в ноябре 2014 года выяснилось, что предприниматель успел взять у несостоявшегося партнера бридж-кредит на 6 млрд рублей. Залогом по нему был контрольный пакет акций Trellas Enterprises Limited.

Ноготков до последнего верил, что рассчитается с ОНЭКСИМом. Но крест на этих планах поставил арест Владимира Евтушенкова, с которым Ноготков практически договорился о продаже 30–50% сети «Связной», исходя из оценки всей компании примерно в 30 млрд рублей. «Черный понедельник» банкира Ноготкова наступил 10 ноября, когда стало известно о том, что «Связной» просрочил выплату долга ОНЭКСИМу. Через СМИ о дефолте узнали и вкладчики Связного Банка. За несколько дней они вынесли из него 7 млрд рублей, за две недели – в сумме 10 млрд.

В кризисную неделю с 10 по 14 ноября это спасло банк, уверен Давыдович. По его словам, с момента начала бегства вкладчиков банк потерял 25% депозитов. «Единственным верным решением в этой ситуации было продолжать отдавать людям деньги, и я решил, что мы будем это делать до последнего рубля», – говорит Давыдович. Сейчас отток вкладов остановился, утверждает он.

Ноготков продолжает искать деньги. Он утверждает, что уже нашел партнера, который поможет с банком, но никаких деталей не раскрывает. Двое знакомых предпринимателя говорят, что пока ему удалось привлечь только субординированный кредит на 600 млн рублей. Это позволит банку чувствовать себя спокойно еще «несколько месяцев», говорит один из них. Ноготков подтвердил РБК размер займа, но от других комментариев отказался.

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Сразу оговорюсь, что я сторонник Связного. Но, вот, в вопросе о причинах нынешних проблем, г-на Ноготкова поддержать не смогу. Напомню г-ну Ноготкову его собственные слова, что "банковский бизнес не является чем-то космическим". Увы и ах, но он сложнее космического, в чем, выражаю искреннюю надежду, владелец Связного убедился.
Откуда пришли проблемы у Связного? Прежде всего, от того, что у банка не было просчитанной заранее бизнес-модели. Начал он, как банк дистанционный, но без качественного ДБО и тд Про колл-центры, вообще, молчу, туда просто можно не звонить. моя личная статистика: мне ни разу (!) не перезванивали, проблема решалась только в одном случае из 5-7. Комменты излишни...
Затем, банк ударился открывать дорогие офисы, хотя в том же Петербурге, офис уже был. Ну, зачем они были Связному? для удобства клиентов???? - так сделайте ДБО, хотя бы, на "троечку", для удобства этих самых клиентов, обойдется в несколько раз дешевле...
Потом начали чудить с ДБО... до сих пор их два, а зачем????? ни одно нормально не работает. Вспомним, какой был простой и удобный интерфейс, когда у Связного не было своего процессинга!.. Приятно было работать... глюки, правда, и тогда были в избытке. Теперь все запрятано в меню 2-3 уровня, надо искать по полчаса, да, и тогда можно не найти. вот, над чем надо работать.
Хорошо хоть догадались сменить Радченкова, уже плюс, ну, да песенка банка к тому времени была спета...
На настоящий момент, я все еще верю в банк. Но личности владельцев здесь ни при чем, банк выживет вопреки им. Но для этого Связной должен остаться "в связке" с сетью салонов Связной. И надо сохранить персонал офисов, особенно, низшего и среднего звена. к их работе у меня не то, что замечаний нет, а только слова благодарности!!! Раз пять я приходил закрыть счет, каждый раз мой негатив снимался общением с специалистами офисов. Спасибо!!!
Удачи клиентам и сотрудникам Связного!
17

AndreyBT
29.11.2014 12:04
Это ж надо столько ошибок наделать за 3 года!
"Параллельно Ноготков запускал все новые проекты, каждый из которых должен был выстрелить в течение нескольких лет. Стартапы предпринимателя требовали все новых и новых ресурсов. К концу 2013 года предприниматель оказался «закредитован» не меньше, чем клиенты его банка, пишет РБК."

А последний абзац - прозрачный намек тем вкладчикам, кто до сих пор в танке
0

evgenivanchenko
29.11.2014 13:05
достиг пика в 2011 году и нужно выходит было все в лондон выводить -баксики и еврики -как рома абрамович начал делать раньше всех -сейчас жил бы в туманном альбионе в собственном замке и длинными зимними вечерами вспоминал бы российскую суету за чашечкой дорогого чая!
1

Vitaly
29.11.2014 15:41
Будем надеяться, что "Связной", как проект еще будет долго нас радовать своим присутствием и руководство сделает правильные выводы из всего вышесказанного. На сайте РБК сегодня вышла более полная статья. Ссылка: http://top.rbc.ru/business/28/11/2014/547761afcbb20f14f7aece9c#xtor=AL-[internal_traffic]--[rbc.ru]-[editors_choice]-[horizontal]-[item_1-1]
1

phazon
29.11.2014 21:32

Потом начали чудить с ДБО... до сих пор их два, а зачем????? ни одно нормально не работает. Вспомним, какой был простой и удобный интерфейс, когда у Связного не было своего процессинга!.. Приятно было работать... глюки, правда, и тогда были в избытке. Теперь все запрятано в меню 2-3 уровня, надо искать по полчаса, да, и тогда можно не найти. вот, над чем надо работать.
Михаил Алекссев

Если я правильно помню, то "первое ДБО" у Связного было на базе карт эмитированных РНКО Платежный Центр, то есть, по факту, аналогичных Кукурузе. Вероятно и кабинет сходный.
Потом Связной решил быть сам себе банком и сделал все свое, от выпуска РНКОшных карт отказались, но кабинет оставили для существующих "непроапгрейдившихся" клиентов, ибо отнять карту они права не имеют.
Вот вам и два - одно РНКОшное, другое - Связное.
И как мы теперь видим на примере Евросети - они не решились идти по хардкору в банковский бизнес и теперь не имеют проблем подобных проблемам Связного.
1

Обучение

Материалы по теме