Валютные курсы стабилизируются на уровнях ниже текущих, уверен глава ВТБ 24 Михаил Задорнов. Об этом он заявил в интервью газете «Ведомости», рассказав, что пропустил момент, когда можно было «эффективно поменять» рубли на валюту, а по сегодняшним курсам делать это уже бессмысленно.
Из-за событий на валютном рынке люди дезориентированы; в такой ситуации нормально беспокоиться о сохранении сбережений, и желание потратить деньги вполне объяснимо, но это не всегда рационально, считает Задорнов. «Нефтяной шок сначала отразился на курсе рубля. А сейчас, после повышения ставки до 17%, удар принимает на себя банковская система. Люди понимают: будут проблемы у банков. Беспокойство о том, как сохранить свои средства в такой ситуации, само по себе действие-то нормальное. Потратить деньги — тоже вполне объяснимое, но не всегда рациональное движение. Отсюда приобретение автомобилей, недвижимости, техники, каких-то других товаров», — говорит банкир.
По словам Задорнова, сам он за последние полгода вообще ничего не делал со своими сбережениями. «У меня достаточно сбережений, и достаточно большая их часть находится в рублях. Я пропустил тот момент, когда их можно было эффективно поменять, но не собираюсь делать это по сегодняшним курсам — это абсолютно бессмысленно», — сказал собеседник издания.
Глава ВТБ 24 считает, что курсы стабилизируются на уровнях пониже: для этого, по его мнению, достаточно оснований. «Во-первых, у страны около 400 миллиардов долларов золотовалютных резервов», — напомнил банкир. «Можно было бы вообще скупить всю денежную массу М2 по текущему курсу, убрав какие-либо валютные риски!» — предложил он в шутку. Надо грамотно распорядиться этими средствами, продолжил Задорнов. Он напомнил, что в октябре ЦБ потратил 30 млрд долларов резервов, а за первые две недели декабря — всего 10 млрд. При этом за полгода в 2008—2009 годах — 200 млрд долларов. «Сейчас траты не такие большие, просто, говоря откровенно, они могли быть рациональнее», — считает собеседник газеты.
Кроме того, он оценивает ситуацию с бюджетом как неплохую, следует из слов банкира. «Хотя, конечно, она ухудшится по сравнению с тем, какой могла быть до событий последней недели, — признал он. — Ясно, что будет гораздо больший спад (экономики. — Прим. газеты). Этот год закончим с ростом на 0,5—0,6% ВВП, а в следующем году будет уже глубокий спад. Не как в 2008 году, конечно, но и не на 2%. Примерно 4—4,5% мне представляются гораздо более вероятным сценарием».
Топ-менеджер также считает, что когда правительство с Центробанком собираются вместе, «у них все-таки получаются разумные действия». «Они собрались осенью — и бизнесу помогли, прежде всего не подняли налоги. И сейчас они вновь работают вместе. Но, к сожалению, вплоть до (прошлого. — Прим. ред.) вторника этого не было. В стране экономический кризис. Нужен антикризисный штаб для оперативного принятия решений», — говорит банкир.
Решение ЦБ поднять ключевую ставку до 17% без консультаций с правительством Задорнов назвал правильным. «ЦБ, приняв решение о ставке, еще раз реально доказал: Центральный банк в России независим. Это абсолютно правильно, это абсолютно важная вещь. ЦБ не может сидеть все время в Белом доме и подчиняться точке зрения правительства», — сказал банкир. При этом он отметил, что в нынешних условиях регулятор не в состоянии только собственными инструментами влиять на ситуацию.
«Он должен иметь поддержку правительства и согласованную с ним денежно-кредитную политику. Она же так и называется — «денежно-кредитная политика Центрального банка и правительства Российской Федерации», как и в любой стране. И с инфляцией один ЦБ тоже не сможет бороться — тоже нужны действия правительства. Мы не всегда это видим. А все потому, что де-факто нет единого координирующего центра принятия решений, в том числе в таких критических моментах», — пояснил собеседник газеты.
По его мнению, благодаря опыту по части кризисов у монетарной и экономической власти уже достаточно компетенций, и даже понятны рецепты действий. С другой стороны, почему-то эти компетенции не всегда реализуются превентивно, сетует собеседник газеты.
«Хорошо бы выходить из этих ситуаций с меньшими потерями. То, что из нынешней ситуации мы выйдем, даже не обсуждается, вопрос — в потерях. Это потери во всех смыслах: глубина сокращения реальных доходов (хотя понятно, что она во многом задана ценами на нефть и денежными потоками, которые приходят в страну), стоимость активов, отток капитала, потери банковской системы. Перенос нефтяного шока на банковскую систему может ведь быть разного масштаба», — говорит Задорнов. Извлекая уроки, надо учиться минимизировать последствия, заключает он.
Комментарии
"Топ-менеджер также считает, что когда правительство с Центробанком собираются вместе, «у них все-таки получаются разумные действия». «Они собрались осенью — и бизнесу помогли, прежде всего, не подняли налоги. И сейчас они вновь работают вместе. Но, к сожалению, вплоть до (прошлого. — Прим. ред.) вторника этого не было. "
Отлично объяснил! Особенно, почему курсы должны стабилизироваться на уровнях пониже.