Все случившееся с банком «Траст» (находится в процессе санации с участием банка «ФК «Открытие») — следствие кризиса на рынке потребительского кредитования, вызванного экономическими событиями, акционеры банка не совершали умышленных действий, приносящих банку убытки. Таким образом прокомментировали появившееся в четверг на прошлой неделе заявление Центробанка бывшее руководство «Траста» и его совладельцы Сергей Беляев, Николай Фетисов и Илья Юров.
Центробанк подозревает бывшее руководство и собственников «Траста» в выводе активов и передал информацию об их деятельности в Генпрокуратуру и МВД.
По мнению же экс-владельцев «Траста», финансовые трудности банка — это прямые последствия негативных тенденций в экономике: лавинообразное ухудшение качества (существенный рост просроченной задолженности) портфеля потребительских ссуд (который на середину декабря превышал 100 млрд рублей); значительная отрицательная переоценка, связанная с обвальным падением стоимости государственных ценных бумаг (размер переоценки по портфелю ОФЗ на середину декабря составлял около 10 млрд); значительное ухудшение мгновенной ликвидности банка в первые 15 дней декабря, связанное с выплатой margin calls по сделкам РЕПО с ОФЗ в пользу ЦБ (около 5 млрд) и нетто-списаниями с расчетных и депозитных счетов клиентами юридическими лицами (около 10 млрд) и клиентами физическими лицами (около 7 млрд).
«Нам непонятно, об использовании каких «схем по кредитованию заемщиков, не ведущих реальной хозяйственной деятельности, а также инвестиционных проектов, не приносящих доход» идет речь в пресс-релизе ЦБ РФ. Единственное наше предположение, что таким «экзотическим» образом пресс-служба ЦБ РФ описывает портфель реструктурированных ссуд юридическим лицам, связанных с «плохими» долгами, образовавшимися на книгах НБ «Траст» в результате кризиса 2008 года», — говорится в совместном заявлении Беляева, Фетисова и Юрова.
Летом — осенью 2008 года, поясняют они, целый ряд крупных заемщиков НБ «Траст», а также компаний, получивших предварительное (мезонинное) финансирование от инвестбанка «Траст» (присоединенного впоследствии к НБ «Траст»), не выполнили своих обязательств. «Большинство этих компаний работало в индустриях, наиболее инвестиционно привлекательных в 2004–2007 годах, которые кризис затронул сильнее всего (в частности, это девелопмент, региональные розничные торговые сети, сетевые рестораны фастфуд, розничные продажи автомобилей). В течение длительного времени НБ «Траст» в судах различных инстанций и юрисдикций доказывал свое право обратить взыскание на предметы залога (объекты недвижимости, земельные участки, титулы собственности, права аренды, оборудование и прочее)», — отмечается в письме.
К середине 2009 года НБ «Траст» реструктурировал выданные ранее ссуды, кредитуя теперь уже не бывших собственников этих активов, а компании, связанные с банком (как аффилированные, так и неаффилированные) под залог, как подчеркивают авторы письма, всех прав и всех без исключения взысканных активов. Начиная с 2009 года НБ «Траст», являясь бенефициаром реструктурированного портфеля кредитов, стал нанимать управляющие команды и предоставлять новые кредиты для развития и последующей продажи этих проектов заинтересованным игрокам различных индустрий. По части проектов удалось реализовать принятую стратегию в полной мере (в качестве примера приводится проект, связанный с региональными автодилерами «Инком-Авто») и закрыть кредитную задолженность. Часть проектов была реализована путем продажи собственности новым эффективным акционерам с сохранением кредитной поддержки НБ «Траст». Часть проектов была списана в убытки за счет созданных провизий, а часть проектов и по настоящее время практически не ведет хозяйственной деятельности и не приносит операционных доходов (например, крупный девелоперский проект в Подмосковье).
Ничто из описанного выше очевидно не является «выводом активов», утверждают авторы письма.
Совокупный портфель подобных реструктурированных кредитов к настоящему моменту составляет около 20 млрд рублей, то есть менее 10% валюты баланса НБ «Траст». Более того, этот портфель с 2009 года лишь уменьшался и не мог (и не может) влиять на ухудшение финансовой ситуации НБ «Траст», указывают бывшие владельцы банка.
«Осознавая необходимость привлечения дополнительного капитала, основные акционеры НБ «Траст» начиная с 2007 года предпринимали активные действия по поиску его источников, — напоминают Беляев, Фетисов и Юров, отмечая, что в силу объективных экономических обстоятельств найти игрока, способного сделать это без кредитного плеча ЦБ, не удалось. «Поэтому и было принято решение обратиться за финансовой помощью в рамках процедуры финансового оздоровления, которое пришлось ускорить после «черного вторника», — говорится в их заявлении.
Комментарии
За одно посмотрят, из каких средств было совершено увеличение уставного капитала? Не из средств ли частных вкладчиков, выданных в виде кредитов и возвращенных обратно в банк в виде капитала? Какие средства акционеры выплачивали себе любимым в качестве вознаграждения, на покупку активов за границей. И когда эти выплаты происходили, был ли банк прибыльным или выплаты производились опять за счет частных вкладчиков.
Следователи разберутся
с капталом у них давно БЕДА. Думаю, что в ЦБ об этом знали, просто предыдущее руководство не ставило задачу санировать банки, а новому - дали добро на это.