Начало применения новых положений закона о несостоятельности, касающихся регулирования реабилитационных процедур в отношении гражданина-должника, предлагается отсрочить. Законопроект о трехлетнем моратории на вступление в силу так называемого закона о банкротстве физлиц внесли в Госдуму депутаты от «Справедливой России» Иван Грачев, Оксана Дмитриева, Андрей Крутов, Наталья Петухова и Дмитрий Ушаков.
Напомним, принятый в конце декабря 2014 года закон 476-ФЗ, позволяющий запустить процедуру банкротства физлица по его собственному заявлению, а также по требованию кредитора или уполномоченного органа при долгах в 500 тыс. рублей, вступает в силу с 1 июля 2015-го. Обосновывая необходимость переноса его запуска на 1 июля 2018 года, депутаты отмечают, в частности, что многие заемщики сегодня оказались неспособны погасить кредиты из-за неквалифицированных действий самих банков: вместо того чтобы вести взвешенную кредитную политику, они «сознательно рисковали, не проверяя платежеспособность клиентов, а все риски перекладывали на заемщиков — устанавливали чрезвычайно высокие процентные ставки, которые значительно затруднили гражданам возврат кредитов».
Инициаторы моратория обращают внимание на трудоемкость и затратность предусмотренной в 476-ФЗ процедуры банкротства физлиц, похожей на применяемую к юридическим лицам. Затраты на банкротство оплачиваются из конкурсной массы в размере 20% стоимости имущества должника, тем самым долг автоматически увеличивается на одну пятую часть. Кроме того, значительно вырастут расходы государства на лицензирование финансовых управляющих, увеличится нагрузка на суды, предупреждают законодатели. По их мнению, само по себе создание института финансовых управляющих (для которых предусмотрено вознаграждение в размере 2% от суммы взысканных долгов) «станет толчком для лавинообразного роста количества граждан-банкротов, поскольку появится целая профессиональная корпорация, материально заинтересованная в том, чтобы таких граждан было как можно больше».
Кроме того, депутаты от «Справедливой России» считают «предельно жестокими» условия формирования конкурсной массы, в которую попадает почти все имущество банкрота, в том числе единственное жилье, если оно является залогом по ипотеке. Как подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту, в нынешней кризисной ситуации, в условиях девальвации рубля и увеличения стоимости валютных долгов (не только по ипотеке, но и по кредитам, взятым индивидуальными предпринимателями) введение «драконовских» процедур «крайне неразумно» и «чревато ростом социальной напряженности».
Комментарии