Генеральная прокуратура поручила столичным коллегам проверить законность функционирования транспортной карты «Тройка». Об этом говорится в ответе первого заместителя генпрокурора на запрос депутата Андрея Крутова. Ранее он обратился в прокуратуру с просьбой проверить эту сферу деятельности департамента транспорта Москвы. По мнению депутата, текущая схема работы карты допускает незаконные списания с карт, а кроме того, эти средства не страхуются в системе Агентства по страхованию вкладов.
Согласно закону «О национальной платежной системе», данная карта является электронным средством платежа, а операторы электронных платежных систем по закону обязаны зарегистрироваться в виде небанковской кредитной организации (НКО) и получить на соответствующую деятельность лицензию или же привлечь к работе системы действующий банк. Но, по сведениям депутата, этого сделано не было. «Фактически эмиссия карт «Тройка» является незаконной банковской деятельностью. Прошу в целях защиты денежных средств держателей карт «Тройка» провести проверку департамента транспорта и мэрии города Москвы на предмет возможного нарушения российского законодательства при выпуске данного электронного средства платежа», — указал депутат.
В 2013 году свои претензии к функционированию столичных транспортных карт уже высказывал Центробанк. По словам завсектором методологии департамента регулирования расчетов ЦБ Павла Сумбулова, транспортные карты являются средствами платежа, поэтому власти «должны рассмотреть вопрос о привлечении кредитных организаций к деятельности схемы, чтобы соответствовать закону о Национальной платежной системе». Тогда в дептрансе пообещали, что до конца 2013 года проведут «конкурс по отбору банковской организации, которая будет обслуживать платежи внутри системы». Однако этого сделано не было.
«Если испортилась или была украдена банковская карта, то все средства владельца будут сохранены, даже если у банка в это время отозвали лицензию, — объясняет Андрей Крутов. — А если по какой-либо причине испортилась карта «Тройка», то гражданин теряет все деньги». Кроме того, отмечает депутат, по ней невозможно получить выписку и узнать, правильно ли были списаны с нее деньги. Также невозможно оспорить ту или иную операцию. Поэтому необходимо ввести «Тройку» в рамки законодательства, считает Крутов.
В ЦБ вопрос, существуют ли у регулятора претензии к «Тройке», перенаправили в дептранс. В пресс-службе департамента транспорта Москвы признали, что до сих пор банк для функционирования карты не выбран. Кредитная организация привлечена только при оплате «сторонних сервисов». О каких сервисах идет речь, пресс-служба не уточнила, но, очевидно, имеются в виду услуги по аренде городских велосипедов, которые предоставляет Банк Москвы. При этом существующую схему функционирования в дептрансе считают законной.
«Юридическая схема по оплате «Тройкой» городских сервисов прорабатывалась совместно с экспертами Высшей школы экономики», — заявили в пресс-службе департамента. Там отметили, что карта зарекомендовала себя как удобный и популярный инструмент для оплаты транспортных услуг. «Все денежные средства, уплаченные за билеты городского транспорта, попадают на банковские счета транспортных операторов в соответствии с требованиями законодательства об обороте денежных средств», — пояснили в ведомстве.
Эксперты с позицией дептранса не согласились. «Это классическая предоплаченная карта с возможностью пополнения. Поэтому по закону должна быть зарегистрирована платежная система либо платежи должны проходить через банк. Даже странно, как она возникла и до сих пор существует», — говорит вице-президент СМП Банка Елена Дворовых. По ее словам, транспортные карты в других регионах давно работают через банк, например платежи подмосковной карты «Стрелка» обслуживает Сбербанк.
Комментарии