Портфель участия банков в российских предприятиях по итогам 2014 года со 114,7 млрд рублей вырос на 53% и достиг рекордного уровня — 175,7 млрд. Речь идет о переходе прав собственности на активы, заложенные по кредитам. Таким образом, рост стоимости кредитов и проблемы в экономике приводят компании к разорению и переходу их в собственность банков-кредиторов, пишут «Известия».
С начала года показатель участия банков в российских предприятиях почти не изменился и к 1 мая составил 173,9 млрд рублей. Кроме того, как следует из материалов Центробанка, существенно увеличилась активность по купле-продаже банковских активов: портфель российских банков в других банках-резидентах за 2014 год удвоился с 228,9 млрд до 503,4 млрд рублей (на 1 мая — 504,7 млрд).
В целом портфель участия российских банков в дочерних и зависимых компаниях составил на 1 мая 2015 года 1,43 трлн рублей (показатель включает портфели участия в банках-резидентах, компаниях-резидентах, банках-нерезидентах и компаниях-нерезидентах, а также участие в ПИФах). Предыдущий максимум был зафиксирован перед кризисом — 1,41 трлн рублей на 1 ноября 2014 года.
«Причины столь большого роста участия российских банков в дочерних и зависимых акционерных обществах — стагнация и текущий экономический кризис, ведущие к разорению предприятий-заемщиков, дефолтам и переходу их в собственность банков-кредиторов», — комментирует начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. Он добавил, что долговая собственность превращается в долевую.
Например, в феврале 2015 года ВТБ стал владельцем 9,99% акций ОАО «Открытие Холдинг». Как отмечалось в совместном пресс-релизе ВТБ и «Открытия» в феврале 2015-го, пакет акций был передан банку в рамках реализации его прав как залогодержателя по кредиту, срок погашения которого истек в 2014 году. Также в феврале этого года Газпромбанк выкупил у МДМ Банка долги основного владельца компании «Мечел» Игоря Зюзина (6,3 млрд рублей), обеспеченные залогом 15% акций металлургического холдинга, правда, пока право собственности на эти акции к банку не перешло.
В этом месяце стало известно, что второй по величине в России производитель никеля «Уфалейникель» братьев Артема и Александра Тимофеевых может отойти за долги крупнейшему кредитору — Бинбанку Микаила Шишханова (на конец 2014 года были открыты кредитные линии на 5,5 млрд рублей и 26 млн долларов). Убытки «Уфалейникеля» за три квартала 2014 года составили 802 млн рублей. Тоже в мае компания «Русгидро» сама предложила ВТБ приобрести около 17% ее акций на сумму до 85 млрд рублей для решения проблем с долгами. «Русгидро» ищет варианты рефинансирования долга «дочки» — «РАО ЭС Востока», который по итогам 2014 года вместе с процентами достиг 80 млрд рублей. Он образовался в связи с ограничением тарифов на Дальнем Востоке.
«Мера, при которой банк входит в бизнес компании, — всегда вынужденная, — комментирует предправления СДМ-Банка Максим Солнцев. — Безусловно, задача банка после вхождения в капитал компании — это ее последующая реструктуризация и продажа с целью вернуть вложенные средства». Пока данная тенденция касается крупного бизнеса, однако вполне ожидаемо, что то же самое будет происходить и в секторе малого и среднего бизнеса, отмечает Солнцев.
По данным ЦБ, сейчас объем просроченной задолженности компаний перед российскими банками превышает 2 трлн рублей. По прогнозам зампреда Банка России Михаила Сухова, до конца 2015 года этот показатель увеличится на 900 млрд рублей.
Комментарии
далеко не всегда, особенно если кредиты схемные , то и цели бывают далеко не вынужденные