Спустя девять лет после того, как на Давосском экономическом форуме, где собирается мировая экономическая и политическая элита, прозвучал вопрос «Who is mister Putin?», российский премьер лично приехал в Швейцарию, чтобы рассказать о том, в чем власти РФ видят основные причины мирового кризиса и что надо сделать, чтобы крах мировой экономики сменился ростом.
Путин впервые за время кризиса не стал открыто критиковать администрацию Соединенных Штатов, чья экономическая политика, как неоднократно отмечал и он сам, и другие европейские лидеры, привела к коллапсу мировой экономики, который начался в системе ипотечного кредитования США, затем продолжился в финансовой системе и достиг реальных секторов.
Глава правительства РФ отметил, что глобальный кризис ознаменовал собой провал сложившейся финсистемы и стал следствием существенных дисбалансов, накопившихся за последние годы. «Серьезный сбой дала сама система глобального экономического роста, в которой один центр практически без ограничений, бесконтрольно печатает деньги и потребляет блага, а другой производит недорогие товары и сберегает выпущенные другими государствами деньги», — отметил премьер.
Другим фактором, который повлиял на возникновение кризиса, стали, по словам Путина, «колоссальные дисбалансы, накопившиеся за последние годы» — «в первую очередь между масштабами финансовых операций и реальной стоимостью активов, между возросшим спросом на кредитные ресурсы и источниками их обеспечения». Премьер-министр РФ призвал освободится от «виртуальных денег», дутых отчетов и сомнительных рейтингов.
Для спасения реального сектора мировой экономики, который формируют крупные компании, Путин предложил использовать простую схему — списать безнадежные долги и плохие активы. На данный момент основная проблема для компаний — поиск «длинных» и «дешевых» кредитов для рефинансирования корпоративных долгов, которые превышают триллионы долларов. Только российские компании в текущем году должны выплатить больше ста миллиардов долларов по кредитам. «Бизнесу необходимо списание безнадежных долгов и плохих активов. К сожалению, это придется сделать», — сказал Путин. Он пояснил, что такая мера позволит подвести черту под прошлым и выявить реальное положение дел.
Премьер считает, что механизм списания безнадежных долгов у компаний должен быть эффективным и соответствовать реалиям нынешней экономики. «Да, это очень болезненный, неприятный процесс, и не все на это охотно идут, опасаясь за свою капитализацию, бонусы, просто за престиж, но уклониться от расчистки балансов — значит, законсервировать и затянуть кризис», — подчеркнул он.
Роль государства в борьбе с кризисом Путин видит в отказе от протекционизма и чрезмерного вмешательства в экономику. «Слепая вера во всемогущество государства и чрезмерное вмешательство в экономическую жизнь со стороны государства являются ошибками», — сказал он. При этом последние меры российского правительства по защите отечественного автопрома, предприятий стальной и химической промышленности, которые вылились в повышение ввозных пошлин на подержанные иномарки в первом случае и отмене вывозных пошлин во втором, Путин назвал «естественной реакцией на провалы рыночного регулирования». Он заметил, что вместо расширения участия государства в экономике необходимо заниматься совершенствованием рыночных механизмов, и напомнил, что в СССР роль государства была доведена до абсолюта, что привело к неконкурентоспособности экономики. «И мы за это дорого заплатили», — сказал Путин.
Премьер еще раз донес до широкой аудитории тезис, что кризис — это хороший шанс для России стать сильнее. «Кризис лишь активнее заставляет нас продвигаться по заявленным приоритетам, не меняя, разумеется, самой стратегии, путь которой — качественное обновление страны в течение ближайших десяти-двенадцати лет», — сказал премьер.
Вместе с тем он признал, что кризис затронул Россию самым серьезным образом, «обнажил имеющиеся у нас проблемы: это чрезмерная сырьевая ориентация экономики в целом, слабый финансовый рынок, еще острее становится проблема развития ряда базовых рыночных институтов, прежде всего конкурентной среды». «Однако в отличие от многих стран мы действительно накопили значительные резервы и расширяем наши возможности уверенно пройти период глобальной нестабильности», — подчеркнул Путин.